Участникам торжественного собрания, посвященного памяти Алексея Степановича Хомякова, 8 мая 2002 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Участникам торжественного собрания, посвященного памяти Алексея Степановича Хомякова
8 мая 2002 года
Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка Кирилл! Дорогие братья и сестры - участники торжественного собрания, посвященного памяти Алексея Степановича Хомякова!
Христос воскресе!
Почти 200 лет назад, 13 мая 1804 года, родился выдающийся деятель XIX века, православный богослов, ученый, литератор Алексей Степанович Хомяков. Трудно переоценить важность его деятельности и всей его жизни для двух прошедших веков и для нашего времени. Русский мыслитель И. С. Аксаков писал о Хомякове так: «Мудрец с младенческой простотой души, аскет, постоянно озаренный святым веселием души, поэт, философ, пророк, учитель Церкви, Хомяков, как и в порядке вещей, был оценен при жизни очень немногими, но значение его будет расти с каждым годом. Его слово еще звучит, несется через современные поколения к поколениям грядущим (из письма И С Аксакова к графине Блудовой, Вена, 31 октября 1860 года). Эти воистину пророческие слова об Алексее Степановиче Хомякове, как нельзя более точно характеризуют его. Будучи человеком цельным, чистым сердцем, просвещенным, а вместе с тем подлинно живущим в Церкви, он смог возвыситься над увлечением Западом и, что особенно важно, над западной схоластикой в богословии, дабы вернуть его на святоотеческий фундамент. Может, именно поэтому для него так важно было поставить вопрос о значении Церкви. Еще с детства Хомяков вступил в полемику с католицизмом. Известна история, как он будучи мальчиком, нашел грамматическую ошибку в тексте папской буллы и задал своему учителю аббату Боавину вопрос: «Если папа непогрешим, то как делает ошибки?» И дальше, с течением времени, мировоззрение Хомякова не менялось, а только развивалось. «А. С. Хомяков, - писал его идейный последователь, священномученик Иларион Троицкий, - собрал и усвоил то, что говорили на Востоке и Западе в течение нескольких веков по разным поводам, применил все это к западным исповеданиям, дополнил различными весьма глубокими философскими и историческими соображениями, изложил, наконец, в совершенно новой форме и тоном вдохновенным».
В наше время, время открытого католического прозелитизма на территории России, как никогда актуально звучат слова Хомякова о следовании Церкви по пути ко спасению. Его полемика принципиальна, она рубит древо заблуждения под корень, указывая на их противность догмату о Церкви. Но как бы ни была остра –полемика Хомякова с католичеством и протестантизмом, в ней всегда чувствуется не раздражение, а горячая любовь к Богу и людям, желание помочь братьям воссоединиться с истинной Церковью. Кроме трудов богословских филологических и исторических, он не бросал занятий по математике, архитектуре, живописи. Он посылает машину своего изобретения на Лондонскую выставку и получает патент, лечит гомеопатией и изобретает лекарство от холеры, предлагает новые способы винокурения и сахароварения, при этом во всем придерживаясь слов апостола Павла: все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5, 21). Для него не существовало формального знания, все было существенно для более полного усвоения истины, богословие для него было прямо связано с жизнью, было тем, без чего невозможно обходиться ни единого часа. В нем не было никакого лукавства, слова Евангелия: Ищите... прежде Царствия Божия (Мф. 6, 33) - для него стали главным мотивом жизни.
В наши дни, когда отрыв от православных корней облегчил проникновение на территорию России извращенной духовности, приносимой различными сектами и псевдорелигиозными образованиями, сочинения Хомякова, неся в себе лучшие образцы святоотеческой полемики, являются неоценимым подспорьем. Исключительное значение имеют его идеи соборности, которые помогают консолидации граждан и превращению их из населения в единый народ на основе истинной духовности. Велик вклад Хомякова в гносеологию, его идеи в этой сфере имеют огромное значение в нынешний век бурной информатизации, не обретшей еще спасительной духовной основы.
Время всеобщего поклонения перед Западом проходит. Перед каждым из нас лежит ответственность за будущее России, той России, в которой А. С. Хомяков видел оплот Православия, источник, возрождающий и пробуждающий мир, России, воплотившей в жизни государства и общества Христово учение.
Всем участникам дней памяти А. С. Хомякова желаю благодатной помощи Божией, приветствуя всех словами пасхальной радости -Христос воскресе! - Воистину воскресе!
Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 434.