Участникам научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования», 10 октября 2002 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Участникам научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования»

10 октября 2002 года

Сердечно приветствую вас — религиозных, государственных, научных и общественных деятелей, собравшихся для обсуждения столь важной для России темы соработничества религиозных общин и государства в области образования и воспитания. Отрадно видеть, что светская власть и общество уделяют все больше внимания данной теме.

Исторически традиционные религии имели в России богатейший опыт просветительской деятельности, располагали обширной сетью учебных заведений, которой до 1917 года было охвачено все население страны. Уровень религиозного образования тогда не уступал уровню образования светского.

Годы воинствующего атеизма почти полностью разрушили систему общедоступного церковного образования. Однако сейчас она возрождается, причем гораздо быстрее и успешнее, чем мы ожидали десять лет назад, и может внести реальный вклад в обновление всей российской образовательной системы.

Лишь мудрая и ответственная политика в сфере просвещения позволит вырастить достойную смену нашему поколению. Нравственная растерянность многих молодых людей, утрата ими смысла жизни становится почвой для различных пороков, создает угрозу будущему России. Поэтому всем нам - религиозным лидерам, власти, обществу -нужно осознать, что школа, как начальная и средняя, так и высшая, призвана давать не только сумму знаний, но и воспитание. Юный человек должен через обучение обрести мировоззренческую позицию или укрепиться в ее выборе, сделанном им самим либо полученном в семье.

Интерес к религии в обществе постоянно растет, и уже сейчас верующие люди составляют большинство граждан России. Новое поколение, выросшее в свободном социуме, тянется к Богу, и государству необходимо прислушиваться к его чаяниям. При составлении школьных и вузовских программ следует учитывать интересы не только атеистов, агностиков, скептиков, но и верующих людей; нужно включать в учебный процесс религиозно укорененные космологические и историософские взгляды, системы духовно-нравственных ценностей.

Да, не следует принуждать человека к вере. Но точно так же нельзя навязывать детям и студенческой молодежи скептический подход к религии, выдавая его за единственно «нейтральный», «объективный», «научный». Молодой человек должен получить возможность выбора мировоззренческого содержания и духа образования. Возможность такого выбора является естественной, она закреплена в международном праве.

При всех своих различиях религиозная и светская системы образования по-хорошему обречены на сотрудничество, которое, кстати, издавна является нормой в Европе и мире. Уже сейчас происходит становление такого соработничества в России. Духовные школы стремятся к соответствию государственным образовательным стандартам и надеются на признание их дипломов светской властью. Ярким примером плодотворного взаимодействия государства и религиозных организаций становится внедрение теологического образования в программу светских вузов. Практика целого ряда российских университетов и институтов доказала их способность готовить высококвалифицированных специалистов в области религии, свободных от печального наследия государственного атеизма.

Злободневным остается вопрос о преподавании религиозных дисциплин в средней школе. Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14) - гласит Святое Евангелие. Следуя заповеди Спасителя, Русская Православная Церковь считает, что с самого раннего детства люди должны приобщаться к духовным традициям.

Известно, что в некоторых кругах высказываются опасения по поводу возможной дискриминации в школе религиозных меньшинств. Полагаю, что данную проблему вполне можно разрешить путем детальной проработки механизмов включения в школьную программу религиозных дисциплин. Соответствующая практика давно существует в других странах. Мало того, там, где в российских школах уже преподают религиозно ориентированные предметы, не происходит никаких межконфессиональных конфликтов.

Нынешняя конференция, помимо прочего, призвана обобщить опыт преподавания религиозных знаний в светской школе. Известно, что в целом ряде регионов успешно проводится обучение детей «Основам православной культуры», во многих местах на добровольной основе преподается вероучение - православное, исламское, иудейское, иное. Полагал бы, что этот опыт должен быть серьезно воспринят федеральной властью, учтен при принятии дальнейших решений.

В заключение хочу выразить надежду, что это высокое собрание достигнет поставленных целей, укрепит взаимопонимание государства и религиозных объединений в столь важной сфере.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр 403.