Слово на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церковных Таинствах", 13 ноября 2007 года
Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Церковных Таинствах»
Ваши Высокопреосвященства, преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сердечно приветствую вас — участников международной богословской конференции «Православное учение о Церковных Таинствах».
В преддверии юбилейного 2000 года году нами было принято решение о регулярном проведении общецерковных богословских форумов Русской Православной Церкви.
Нашей целью было оказать поддержку развитию церковной науки и духовной школы, и в то же время создать инструмент для основательного обсуждения актуальных проблем церковной жизни на профессиональном богословском уровне.
Общецерковные конференции задумывались как своего рода смотр научных сил нашей Церкви, как место встреч и дискуссий церковных ученых. Богословские конференции должны были придать импульс поступательному развитию церковной науки и богословского образования.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: восемь лет назад нами было принято правильное решение.
Мы убеждаемся в этом, открывая сегодня уже пятую богословскую конференцию.
Сохранив свой изначальный характер, - собрания ведущих ученых Русской Православной Церкви, - богословские конференции приобрели и новое качество: они стали межправославными и международными.
Пользуясь случаем, сердечно приветствую присутствующих здесь богословов из Поместных Православных Церквей, Мы рады видеть в числе участников ученых из Римско-Католической Церкви, Дохалкидонских церквей, протестантских сообществ, представителей светской науки.
Отрадно отметить, что за прошедшие годы существенно вырос научный уровень конференций
Это является свидетельством развития церковной науки, положительных результатов укрепления и совершенствования системы духовного образования, плодотворного сотрудничества наших церковных структур с зарубежными и светскими научными центрами и университетами.
Дискуссии, обмен идеями имеют не меньшее значение, чем собственно исследовательский процесс. Мы видим, что наши богословские конференции оказывают благотворное воздействие как на духовное образование, так и на церковную науку, способствуя формированию в наших духовных учебных заведениях научно-богословских школ, с их традиционно благоговейным отношением к богословскому Преданию Святой матери Церкви.
Здесь, на конференции мы имеем возможность услышать как опытных профессоров, так и молодых ученых.
К первым я обращаюсь со словами благодарности за их многолетнее служение на ниве богословского образования и науки.
Мы высоко ценим Ваши педагогические труды и Ваш вклад в развитие церковной мысли.
Молодым же богословам я желаю научного роста, неутомимости в исследовательских трудах, готовности всецело посвятить себя высокому богословскому служению.
Хочу заверить всех Вас: священноначалие Церкви будет делать все возможное для того, чтобы церковная наука и богословское образование могли совершенствоваться и успешно развиваться.
Современный богослов должен совмещать в себе знания и навыки сразу нескольких гуманитарных специальностей. Он в совершенстве должен владеть инструментами и методами исторической науки, философии, филологии, и иных дисциплин.
Междисциплинарный характер современной церковной науки делает ее открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием.
Новое поколение церковных ученых своими трудами должно будет развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки.
Разумеется, сказанное не означает того, что богословие должно быть чем-то вроде науки ради науки. Богословие не может быть отвлеченной теорией.
Богословие отвечает своему призванию лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики.
Будем помнить, что богословие — это особого рода церковное служение, служение невозможное без содействия благодати Божией.
Наряду с теоретическим характером богословские конференции Русской Православной Церкви традиционно имеют и церковно-практическую направленность.
Настоящая богословская конференция в данном отношении не исключение. Она посвящена важнейшим составляющим бытия Церкви - ее таинствам.
Жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с таинствами. Таинствами созидается и укрепляется Церковь. Таинствами освящаются верные чада Церкви. Таинствами преображается мир. В Таинствах предвкушается Царство Небесное.
Таинствами Церковь являет себя как Знамение в мире сем грядущего Царства Христова.
Даже небольшие искажения в области совершения таинств могут оказывать негативное воздействие на весь церковный строй, на духовную жизнь чад церковных.
Вот почему столь важно и значимо богословие таинств.
Но столь же необходимы и практические рекомендации нашей богословской науки в области таиносовершения.
Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры!
Мы с особым вниманием будем следить за работой настоящего богословского форума и надеяться на то, что его труды будут плодотворны.
Призываю благословение Божие на ваши предстоящие труды.