Слово на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Церковных Таинствах", 13 ноября 2007 года

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Церковных Таинствах»

Ваши Высокопреосвященства, преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно приветствую вас — участников международной богословской конференции «Православное учение о Церковных Таинствах».

В преддверии юбилейного 2000 года году нами было принято решение о регулярном проведении общецерковных богословских форумов Русской Православной Церкви.

Нашей целью было оказать поддержку развитию церковной науки и духовной школы, и в то же время создать инструмент для основательного обсуждения актуальных проблем церковной жизни на профессиональном богословском уровне.

Общецерковные конференции задумывались как своего рода смотр научных сил нашей Церкви, как место встреч и дискуссий церковных ученых. Богословские конференции должны были придать импульс поступательному развитию церковной науки и богословского образования.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: восемь лет назад нами было принято правильное решение.

Мы убеждаемся в этом, открывая сегодня уже пятую богословскую конференцию.

Сохранив свой изначальный характер, - собрания ведущих ученых Русской Православной Церкви, - богословские конференции приобрели и новое качество: они стали межправославными и международными.

Пользуясь случаем, сердечно приветствую присутствующих здесь богословов из Поместных Православных Церквей, Мы рады видеть в числе участников ученых из Римско-Католической Церкви, Дохалкидонских церквей, протестантских сообществ, представителей светской науки.

Отрадно отметить, что за прошедшие годы существенно вырос научный уровень конференций

Это является свидетельством развития церковной науки, положительных результатов укрепления и совершенствования системы духовного образования, плодотворного сотрудничества наших церковных структур с зарубежными и светскими научными центрами и университетами.

Дискуссии, обмен идеями имеют не меньшее значение, чем собственно исследовательский процесс. Мы видим, что наши богословские конференции оказывают благотворное воздействие как на духовное образование, так и на церковную науку, способствуя формированию в наших духовных учебных заведениях научно-богословских школ, с их традиционно благоговейным отношением к богословскому Преданию Святой матери Церкви.

Здесь, на конференции мы имеем возможность услышать как опытных профессоров, так и молодых ученых.

К первым я обращаюсь со словами благодарности за их многолетнее служение на ниве богословского образования и науки.

Мы высоко ценим Ваши педагогические труды и Ваш вклад в развитие церковной мысли.

Молодым же богословам я желаю научного роста, неутомимости в исследовательских трудах, готовности всецело посвятить себя высокому богословскому служению.

Хочу заверить всех Вас: священноначалие Церкви будет делать все возможное для того, чтобы церковная наука и богословское образование могли совершенствоваться и успешно развиваться.

Современный богослов должен совмещать в себе знания и навыки сразу нескольких гуманитарных специальностей. Он в совершенстве должен владеть инструментами и методами исторической науки, философии, филологии, и иных дисциплин.

Междисциплинарный характер современной церковной науки делает ее открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием.

Новое поколение церковных ученых своими трудами должно будет развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки.

Разумеется, сказанное не означает того, что богословие должно быть чем-то вроде науки ради науки. Богословие не может быть отвлеченной теорией.

Богословие отвечает своему призванию лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики.

Будем помнить, что богословие — это особого рода церковное служение, служение невозможное без содействия благодати Божией.

Наряду с теоретическим характером богословские конференции Русской Православной Церкви традиционно имеют и церковно-практическую направленность.

Настоящая богословская конференция в данном отношении не исключение. Она посвящена важнейшим составляющим бытия Церкви - ее таинствам.

Жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с таинствами. Таинствами созидается и укрепляется Церковь. Таинствами освящаются верные чада Церкви. Таинствами преображается мир. В Таинствах предвкушается Царство Небесное.

Таинствами Церковь являет себя как Знамение в мире сем грядущего Царства Христова.

Даже небольшие искажения в области совершения таинств могут оказывать негативное воздействие на весь церковный строй, на духовную жизнь чад церковных.

Вот почему столь важно и значимо богословие таинств.

Но столь же необходимы и практические рекомендации нашей богословской науки в области таиносовершения.

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры!

Мы с особым вниманием будем следить за работой настоящего богословского форума и надеяться на то, что его труды будут плодотворны.

Призываю благословение Божие на ваши предстоящие труды.

http://www.sedmitza.ru/text/426063.html

Связанные материалы