Предисловие к новому изданию "Истории Русской Церкви", 4 января 2003 года

Предисловие Святейшего Патриарха Алексия к новому изданию "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова)

Дорогие братья и сестры!

Перед нами первая книга «Истории Русской Церкви» — нового многотомного издания, осуществляемого Русской Православной Церковью при финансовой и организационной поддержке Правительства Москвы в ознаменование 850-летия основания столицы нашего государства. Впервые в этом столетии делается попытка дать последовательное и подробное освещение исторического пути Православия на Руси от времен апостола Андрея Первозванного до наших дней.

Ясно, что такая задача сопряжена со многими научными трудностями, которые и призван преодолеть специально созданный коллектив из церковных и светских ученых. Вся научно-редакционная и издательская работа над «Историей Русской Церкви» ведется на базе Издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, уже известного читателям своими книгами по истории Церкви, в том числе сериями «Памятники церковной письменности» и «Церковно-историческая библиотека».

В основу настоящего издания положена тринадцатитомная «История Русской Церкви» [1] высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, выдающегося церковного ученого прошлого века. Церковно-историческая наука богата яркими талантами, такими как митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), профессора Духовной Академии Александр Горский, Евгений Голубинский, Петр Знаменский, но особое место в русской церковной историографии занимает митрополит Московский и Коломенский Макарий.

Высокопреосвященный Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился в 1816 г. и с самой ранней юности посвятил себя Церкви. В год окончания Киевской Духовной Академии (1841 г.) будущий митрополит принял монашество и был оставлен в стенах Академии на кафедре Русской истории, церковной и гражданской. Первое же его сочинение по истории Киевской Духовной Академии привлекло к себе внимание ученых, а вышедшее в 1846 г. исследование иеромонаха Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви» стало свидетельством появления в русской исторической науке нового выдающегося исследователя. С 1857 г., будучи епископом Винницким и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, преосвященный Макарий начал издавать свою «Историю Русской Церкви», последний том которой увидел свет уже после кончины знаменитого ученого, почившего в сане митрополита Московского и Коломенского.

Обширные пастырские, преподавательские, церковно-организационные обязанности одного из высших иерархов Русской Православной Церкви не заслонили в жизни высокопреосвященного Макария призвания историка. Ученый милостью Божией, он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. Его перу принадлежат также работы из других областей церковной науки, в том числе знаменитый труд «Православно-догматическое богословие», в течение многих лет являвшийся основным учебным пособием по данному предмету в православных семинариях и Академиях. Заслуги митрополита Макария перед русской наукой были признаны и светскими учеными: высокопреосвященный Макарий был академиком Императорской Академии наук, действительным членом Общества любителей российской словесности.

Имя митрополита Макария — среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии, следом за ними идут имена знаменитых русских историков С. М. Соловьева, М. П. Погодина, А. Н. Муравьева, И. И. Срезневского.

Современники называли высокопреосвященного Макария «одним из достойнейших, просвещеннейших иерархов Русской Церкви», «известнейшим русским богословом и даровитым историком» [2]. И спустя много лет после его смерти исследователи признавали, что «по богатству фактического содержания и документальности изложения этот монументальный труд [История Русской Церкви] остается непревзойденным и до сих пор» [3].

Эта оценка была повторена автором одного из последних исследований по истории Русской Церкви А. В. Карташевым: «Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его пока еще не превзойденная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу специального знания, какой является история С. М. Соловьева для общей истории России. Фактическая полнота соединяется и с новизной пущенных в ученый оборот материалов, особенно в изложении древнего периода» [4].

Конечно, за столетие, прошедшее после кончины высокопреосвященного Макария, совершено много открытий, некоторые из сообщений историка требуют уточнения, некоторые догадки не подтвердились. Задачу приблизить труд митрополита Макария к современному знанию выполняют вступительные статьи и научно-редакционные комментарии, подготовленные современными исследователями на основе новейших открытий, конечно, с учетом Церковного Предания и традиций. Этой же цели служит система указателей и хронологических списков.

Новое издание «Истории Русской Церкви» было бы неполным, если бы остановилось там, где оборвался фундаментальный труд митрополита Макария — на истории Церкви второй половины XVII в.

Две новые книги, посвященные Синодальному периоду в истории Русской Церкви (1721—1917 гг.) и истории Церкви в XX в., написаны современными церковными историками. Эти периоды нашей истории наименее исследованы, здесь еще нет общепризнанных трудов, нет и устоявшихся точек зрения. Тем более, что за прошедшие десятилетия история Церкви последних веков намеренно искажалась, предавалась забвению, а документальные и художественные свидетельства исторической судьбы Русской Церкви зачастую просто уничтожались.

Синодальный период в истории Русской Православной Церкви долгое время — с легкой руки внецерковной псевдоисторической публицистики — считался чуть ли не временем упадка Церкви. При рассмотрении церковной жизни во главу угла ставились взаимоотношения Церкви и государства, и фигура Обер-прокурора Святейшего Синода как государственного чиновника заслоняла святителей Иннокентия Иркутского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Серафима Саровского, Германа Аляскинского, святых праведных Иоанна Кронштадтского, Ксению Петербургскую и многих других угодников Божиих. Надеюсь, что новый труд по истории Синодального периода сможет восполнить этот существенный пробел в русской исторической науке.

История Русской Церкви в XX в. — это 70 лет бесправного положения, угнетения и уничтожения Церкви, это эпоха массовых жестоких репрессий, едва ли сравнимых по своим масштабам даже с гонениями в первые века христианства. Но, прежде всего, — это история того, как в условиях притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых русских людей явили высоту, величие и благородство христианского духа и свидетельствовали свою верность Христу праведной мученической кровью. Их подвигом и заступничеством Божией Матери Господь сохранил Церковь Русскую.

Началом нового периода в истории Русской Церкви можно считать год тысячелетия крещения Руси, когда многие русские люди вновь открыли для себя Православную Церковь, когда началось духовное возрождение России.

Конечно, при создании истории Русской Церкви XX в. историки будут опираться не только на уже увидевшие свет частные исследования, не только на неопубликованные и архивные материалы, но и на церковное предание, хранящее многие события и характерные черты церковной жизни, не зафиксированные в документах или других письменных источниках. Интерес к недавно вышедшей книге протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Православной Церкви. 1917—1990» свидетельствует о необходимости всестороннего исследования истории Церкви XX столетия, о важности осмысления духовного опыта прошедших десятилетий.

Думаю, что ныне издаваемая «История Русской Церкви», как наиболее полное на сегодняшний день исследование, принесет пользу не только специалистам-историкам, не только учащимся, но и всем, кому небезразлична история нашей Родины. Надеюсь и на то, что судьба Русской Церкви, воссозданная в нашей «Истории», позволит читателю полнее и глубже осознать проявление в нашей истории путей спасительного Божественного Промысла.

Примечания:

1. Включая «Историю христианства в России до равноапостольного князя Владимира», которую сам автор рассматривал как «Введение в историю Русской Церкви». 

2. Исторический вестник. 1882. №7.С.221; 1870.№2. С. 431 

3. Абрамович Д.И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древнерусской литературы // Изв. Имп. АН. Отд-ние рус. яз. и словесности. 1917-1918. Т. 22. Кн. 2. С. 236 

4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т.1. С. 28. 

http://www.sedmitza.ru/text/444747.html

Связанные материалы