Приветственное слово к участникам научно-практической конференции "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура", 19 июня 2002 года
Приветственное слово Патриарха Алексия II к участникам научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура»
19 июня 2002 года
Сердечно приветствую Вас, досточтимые участники международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», проходящей в рамках Федеральной программы празднования 1000-летия Казани!
Волго-Уральский регион не случайно сегодня приковывает к себе самое пристальное внимание. Эта часть нашего многонационального Отечества уникальна прежде всего своим колоссальным историческим и культурным опытом, который в настоящее время, как никогда, востребован обществом. На протяжении столетий здесь, на границе Европы и Азии, на перекрестке цивилизаций, мирно уживались и сосуществовали различные народы, культуры, религии. Несмотря на огромные потрясения, которые принес ХХ век, несмотря на те проблемы, с которыми человечество входит в век XXI, Поволжье и Урал были и остаются удивительным очагом стабильности и миролюбия.
Одним из важнейших компонентов богатейшего этно-культурного комплекса, который сложился в Волжско-Уральском регионе, издревле было христианство. Памятники христианской письменности IX-X вв. сообщают о том, что на территории Хазарского каганата проповедовал и крестил святой равноапостольный Константин-Кирилл, также просветивший светом Христовой веры и славянские народы Восточной Европы. Христианство продолжало существовать в этом регионе и позднее. О том, сколь глубоко евангельские идеалы проникали в сердца волжских христиан, наиболее ярко свидетельствуют мученичество св. Авраамия Болгарского, жившего в первой половине XIII столетия, иноческие подвиги преп. Дионисия Суздальского, основавшего в XIV веке первый монастырь в Нижнем Новгороде - Печерский, и преп. Макария, положившего начало другой славной обители - Желтоводской.
Православие играло значительную роль в истории и культуре Золотой Орды. В этой связи можно вспомнить имя хана Сартака, сына Батыя, который был христианином и побратимом св. благоверного князя Александра Невского. Уже во 2-й половине XIII века появляется в Поволжье первая епископская кафедра – Сарайская, которая окормляла православных верующих Золотой Орды, оказывая большое влияние на культурную и общественно-политическую жизнь волжского региона. Особенно хочется подчеркнуть, что православные миссионеры всегда действовали в Поволжье мирным путем, избегая насилия и никого не принуждая к перемене веры. Подобные методы принесли большие успехи: уже в средневековый период мы видим среди обращенных в Православие представителей монгольской знати и даже ханской семьи, таких, например, как великий подвижник веры Христовой - св. царевич Петр Ордынский. Среди фамилий, оставивших выдающийся след в истории нашего Отечества, достойны упоминания князья Юсуповы, Мещерские, Урусовы, Тенишевы, бояре Годуновы, Сабуровы, дворяне Давыдовы, Карамзины, Аксаковы и многие другие потомки знатных монголо-татарских родов, принявшие Православие.
Особенное значение приобретает Православие в Волго-Уральском регионе после его вхождения в состав Российского государства в XVI столетии. Казань становится крупнейшим христианским центром, здесь основывается архиепископская, а затем и митрополичья кафедра, создаются монастыри – Спасо-Преображенский, Богородицкий и Зилантов в Казани, Успенский и Троицкий в Свияжске, Раифский и многие другие, которые служат не только местом подвига иноков, но и важнейшими просветительскими центрами края. Плодотворная культурная деятельность Казанской епархии, ее святителей-подвижников – Гурия и Германа Казанских, Варсонофия Тверского, митрополита Ермогена, будущего Патриарха всея Руси, мученика за веру, митрополита Ефрема - все это значительно обогащает церковно-историческое наследие Поволжского края. Эта традиция получила дальнейшее развитие и в синодальный период русской церковной истории. Казанская Духовная Академия и Казанский Университет в продолжение XIX – начала XX вв. были для России символами высочайшего уровня науки, как светской, так и духовной, процветавшей в этом крае.
К сожалению, бури и потрясения ХХ столетия не обошли стороной и эти земли, как и все наше Отечество. Но даже среди испытаний минувшего века проявился тот великий духовный потенциал, который был накоплен в Поволжье и на Урале предшествующими поколениями и который стал основой подвига Новомучеников и Исповедников Российских, таких, как священномученики Кирилл Казанский и Амвросий Свияжский, как иноки-новомученики Раифские, как тысячи других страдальцев за веру, явленных и неявленных. Промыслом Божиим Уральские горы навеки были освящены кровью святых Царственных Страстотерпцев, мученически окончивших здесь свой земной путь.
Закономерно, что, имея таких молитвенников, священная земля Волги и Урала сегодня возрождается для духовной жизни. Вновь освящаются храмы и монастыри, открываются духовные школы. Оживают и традиции, испокон веков присущие этому краю. Прежде всего это терпимость, добрососедское сосуществование народов и религий, благожелательное отношение друг к другу.
Отрадно, что воскресает и традиция тесного соработничества Церкви и науки, всегда так ярко и плодотворно проявлявшаяся в Волжско-Уральском регионе. С большим удовлетворением мы наблюдаем сегодня, как светские ученые приходят в духовные учебные заведения Казани, Екатеринбурга, Уфы и других городов, чтобы помочь поднять образовательный уровень этих школ. Примером не менее успешного сотрудничества служит деятельность региональных представительств Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», осуществляемая в Казани, Нижнем Новгороде и Волгограде, где светские и церковные ученые имеют возможность сообща трудиться над подготовкой уникального издания Энциклопедии.
Приветствуя открывающийся в Казани научный форум и призывая на его участников Божие благословение, хочу пожелать всем успешной и плодотворной работы, которая в равной степени поможет обогатить и нашу науку, и нашу духовную жизнь. Сегодня, когда мы возрождаем наше Отечество после долгого периода лихолетья, нам как никогда важно углубиться в историю, осмыслить опыт предшествующих поколений. Без этого, как и без твердого основания веры, невозможно создать здоровое общество, имеющее твердые нравственные ориентиры.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий