Уходящий век: итоги и надежды (статья для юбилейного номера журнала «Вопросы экономики»), декабрь 2000 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Уходящий век: итоги и надежды (статья для юбилейного номера журнала «Вопросы экономики»)

Декабрь 2000 года

Рубеж тысячелетий заставляет людей во всем мире задуматься о судьбах своих народов, о смысле истории, о месте в ней человека и различных человеческих сообществ.

Двадцатый век принес России множество испытаний и трудностей. Среди них - две мировые войны, война гражданская, репрессии - и как результат этого невосполнимые потери генофонда, истребление природной среды, расхищение национальных богатств, семьдесят лет государственного безбожия, а в последние десятилетия — распад многовековои державы, сопровождавшийся политическими, социальными и межнациональными конфликтами. Мы подошли к рубежу тысячелетий крайне ослабленными, духовно дезориентированными и разобщенными. Бедность, катастрофическое расслоение общества, небывалый рост преступности, проблемы пожилых людей, инвалидов, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев — все это тяжким грузом лежит не только на экономике или политике, но и на совести государственного руководства и представителей других влиятельных общественных слоев.

Уходящий век — век разрушительных войн и революций, разъединивших народы и усиливших дух вражды между ними, - был особо трагичен для Церкви Христовой, которая претерпела за это тяжкое время беспрецедентные гонения и преследования. Десятки тысяч новомучеников и исповедников Российских кровью, пролитой за Христа, и своими страданиями засвидетельствовали верность Христу даже до смерти. Но не только в России - во всем мире люди познали неисчислимые горести и беды. Не будет преувеличением сказать, что заканчивающееся столетие стало подлинным горнилом испытаний для всего человечества.

Мы завершаем последний год второго тысячелетия от Рождества Христова. Многое предстоит переосмыслить и подытожить на этом эпохальном рубеже, много уроков прошлого необходимо усвоить, чтобы достойно войти в третье тысячелетие. Приближающийся светлый праздник Рождества Христова напоминает нам, что человек есть образ Божий, что он призван к жизни не для насилия, вражды и убийства, а для стяжания мира, святости и любви к ближним.

Исполнилось две тысячи лет с той единственной в истории ночи, когда пастыри на Вифлеемском поле услышали ангельскую песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Сегодня, на пороге нового тысячелетия, мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении христианского вклада в человеческую историю, науку, культуру, искусство. Необходимо живое осознание огромного опыта страдания, пережитого за последние столетия человеческой душой, отступавшей от Бога и все-таки всегда стремившейся возвратиться к Нему. Мы будем обречены оставаться в тупике безнадежности, если не выявим подлинные корни апостасии, отступничества от веры различных слоев общества, в особенности образованных. Нужно разрушить стену непонимания и отчуждения, вырастающую между человеком и Богом.

Современный мир, презревший спасительное имя Христово, стоит на пороге пропасти. Не стоит обманываться — затяжной российский кризис вполне может оказаться всего лишь прелюдией к надвигающемуся глобальному кризису. Но неисчерпаемо милосердие Божие, глубок и чист источник спасения. Настоящий выход для человечества давно найден. О нем свидетельствуют сонмы святых, сподобившихся достичь реального участия в Божественной жизни, в неоскудевающей Жизни Вечной. Выход этот - тот же, что и две тысячи лет назад. Он в обретении спасительного общения со Христом. Спасение - в Церкви Божией, которую Христос не оставлял ни на миг, врата которой открыты для всех, для каждой души живой. Обращение ко Христу всем сердцем и всеми помышлениями своими - подвиг, и подвиг очень трудный, однако в нем неизбывная сила, великое обновление всех наших сил. «Христос есть ипостасная и сущая Истина, - сказал преподобный Макарий Египетский, - и без этой Истины невозможно ни познать истину, ни спастись».
Наша цивилизация, несмотря на все отступления и преступления, навсегда усвоила себе наименование христианской. Люди временами забывали Бога, но Он никогда не оставлял их без Своего водительства. Господь принес Крестную жертву за человеческий род и за каждого из нас. Преодоление исторических нестроений становилось возможным лишь на путях покаяния, примирения и благотворения, заповеданных Спасителем. Присутствие Божие сделало нас новым творением. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою, - свидетельствует апостол Павел. - Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею (Еф. 2, 13-15). В мире отныне пребывает Тело Христово - Церковь Божия, и врата адовы не одолеют ее до скончания века.

Лишь для христиан время стало по-настоящему историчным, несущим прикосновение облагодатствованной жизни, обращенной к своему Первоисточнику. Благодаря причастности к вечному, непреходящему, в людях и их делах открылись уникальность и неповторимость. История раз и навсегда вобрала в себя Таинство Боговоплощения, в полной мере недоступное пониманию человеческого рассудка. Теперь невозможно переписать ее, обезбожить, лишить глубинного смысла и назначения. Можно вступить в дерзостную схватку со Христом, но нельзя пройти мимо Него. Уходящий век наглядно показал, куда ведут попытки устроить жизнь без Бога. Ведь ни революции, ни реформы сами по себе не были способны устранить человеческую греховность, а подчас лишь становились ее катализаторами.

Сегодня, на пороге нового тысячелетия, как никогда важно осознание глубокой связи человека и человечества с Творцом, Искупителем и Судией. Отступление от Бога порождяет омертвение душ человеческих, одержание злом и стремление к саморазрушению. Возомнив себя властелинами вселенной, люди на деле все чаще переживают падение, будучи неспособными противостать испытаниям и искушениям. Наряду с могуществом и силой, полученными от Творца, человек проявляет поразительную немощь, привнесенную грехом и злой волей. Мы видим, как изменяются масштабы человеческой жизни, — впервые сама Земля становится маленькой. Но не угасает в людях жестокая вражда друг ко другу, разделяющая их на непримиримые станы. Только обращение ко Господу, по-отечески ожидающему нашего покаяния, способно удержать человечество от худшего.

Об этом говорят даже отступления от Бога, которыми наполнена история последних столетий. Можно сказать, что они стали своеобразными апофатическими свидетельствами о Христе, ибо являют весь ужас существования без любви и благодати Божией. По слову святителя Григория Богослова, «Бог почтил человека свободой, чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем вложившему его семена». И познаете истину, и истина сделает вас свободными, - говорит Господь (Ин 8 32) Именно такая свобода вывела человека из древней замкнутости, открыла ему других людей, прекрасный Божий мир и подлинную сущность его самого. Боговоплощение и Искупление вернули людям понимание того, что свобода сопряжена с величайшей ответственностью, с вовлечением личности в сложную иерархию бытия. От рождения человек включен в семью, общество, народ, государство, человечество и мироздание. Но прежде всего, как Божие творение, он принадлежит Богу, неся на себе Его образ и подобие. Поэтому истинная свобода есть неусыпная ответственность перед Творцом и Искупителем. Ведь отвергая Бога, мы погружаемся во зло, а значит, в унизительное рабство греху.

Отрекаясь от исторического наследия, современный человек нередко возлагает все свое упование на науку, технику, мощь мирского «прогресса». При этом он бессознательно надеется на стабильность и устойчивость земного бытия, на видимую неизменность законов природы, забывая о том, что мир удерживает над бездной хаоса незримая милосердная десница Господня. Однако и сама наука, само человеческое знание хранят на себе печать христианского миропонимания. Ведь дар познания и стремление к истине вложены в нас Создателем вселенной, сопричастной своему Творцу. В науке, несомненно, содержится не только опыт исканий, но и опора на чувство цельности и единства мира, изначально присущее христианину. Даже периодически возникающие кризисы науки свидетельствуют о том, что мысль, движимая разумной силой, пытается устранить возникающие неувязки старых и новых данных, гипотез и моделей, исходя из изначальной целостности и нераздельности общего.

***

Конец двадцатого столетия стал для России поистине временем духовного возрождения. Тысячелетие Крещения Руси фактически ознаменовалось Вторым Крещением народа. Повсеместно стали открываться монастыри и храмы, люди вновь потянулись к отеческой вере, под благодатный покров Церкви. В народную жизнь вернулись церковные праздники, и прежде всего сияющая небесной радостью Святая Пасха, вновь появились иконы в красных углах и стали освящаться жилища, церковные Таинства и обряды постепенно стали входить в повседневный обиход. Все больше людей бывают по воскресеньям за богослужением в храме, совершают ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило, причащаются Святых Христовых Тайн. Эти отрадные перемены не могли не Произойти, ибо Бог не мог оставить народ, осознавший некогда в служении Ему свое историческое призвание.
Однако и Россия, и все человечество по-прежнему стоят на нравственном перепутье. Рубеж тысячелетий снова ставит перед нами вопрос что выбрать - агрессивное человекобожие, не раз приносившее народам великие беды, или верность богоданным истинам, которые научают личность и общество любви, миру, согласию, мудрости, честности самоограничению. Убежден, что только второй путь принесет полноту бытия и успех в любом благом деле, которое мы предпринимаем.

Если мы дадим Богу место в своем сердце, если соблюдем Его заповеди, нам не страшно будет заглядывать в будущее. Зная это по своей жизни и из двухтысячелетнего опыта Церкви, призываю каждого стремиться к собственному духовному возрождению, которое приблизит воскресение Святой Руси. Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою (Рим. 15, 13).
Восемьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек. И сегодня мы еще не можем сказать, что прошли его до конца. Но духовный и исторический опыт Церкви, опыт Священной истории, показывает нам, что путь испытаний удлиняется, если народ отказывается уразуметь духовный смысл происходящего и повторяет прежние ошибки. И этот путь укорачивается, если люди вспоминают об изначальных истоках и конечном предназначении своей жизни.

Свершившегося не изменить и не вернуть. Но, развертывая летопись прошлого, можно яснее почувствовать ту волю, которая и сейчас пролагает себе путь через переплетение тысяч случайностей. Не стоит ли нам оглянуться назад и увидеть, что ни в жизни человека, ни в жизни народа не бывает «лишних» страниц. Да, страницы истории нашего Отечества в двадцатом веке подчас написаны кровью, исполнены горя и страданий. Но ведь, по слову Писания, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (Иов 5, 6). Болезни, из которых выросло это горе, нам еще долго придется осмысливать. Еще дольше многие из них нам придется изживать.

Но и сегодня, как в давние дни, разве не видим мы, что дух разделения и исступления овладевает нашими душами? Снова люди «свое» противополагают «чужому». И «свое» - положение, имущество, идеи - считают более ценным, чем «чужую» - даже не идею - жизнь!

Однако приобретенный нами в двадцатом столетии горький опыт не даст нам забыть, что нет такой политической, национальной, культурной идеи, цена которой превышала бы цену человеческой жизни. Единство народа легко расколоть, но собирать его затем воедино придется, отсекая оказавшиеся «лишними» части его живого тела. Все минувшие годы один за другим встанут в нашей памяти и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков.

Путь к возрождению России в новом веке и новом тысячелетии лежит через нравственное обновление всех живущих в ней народов, народов выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности. Они самим ходом исторического развития призваны вместе трудиться ради общего блага. Эти народы строили Россию в прошлом. Они призваны строить ее и в настоящем, и в будущем. От прежних исторических корней должна явиться обновленная Россия с новым политическим и культурным строительством, с новым, одухотворенным пониманием человека.

Традиционный для России принцип приоритета духовных ценностей должен быть сохранен и освящен как важная основа в ее грядущем развитии. Россия должна спасаться творчеством и обновляться верой. Народ еще не погиб, если он соотносит свою судьбу с объединяющим его нравственным идеалом, воплощением которого в нашей отечественной истории является великий сонм российских святых — с древнейших прославленных имен до имен новомучеников и исповедников Российских, просиявших в двадцатом веке, молитвенников и ходатаев наших у Престола Божия.

Церковь всегда была и ныне остается душой народа, его доброй советчицей во всех делах. Она, Святая Православная Церковь, и есть наш народ Божий, ибо мы должны вспомнить, что каждый из нас, кто крещен в Православии и кто чувствует духовное родство с этой верой, есть частица тела церковного. Разнообразны наши таланты, отличаются друг от друга наши призвания, многоразличен наш жизненный опыт, во многом не соглашаемся мы друг с другом во взглядах на устройство мира сего, но Господь и Спаситель говорит нам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). А заповедь Господня, издревле хранимая в Церкви, побуждает сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Вот почему, восприняв различия не как нечто противопоставляющее нас друг другу, но как богатство духовных сил народа, будем хранить богозаповеданное единство, дабы труды наши были успешны и угодны Богу.

Да, Церковь отделена от государства, но она не свободна от ответственности за судьбы народа. Кто и как может отделить, к примеру, правовой институт гражданства от гражданства духовного, от «подданства веры», если именно это неформальное, но истинное чувство сплачивало людей и народы, целую череду поколений со времен становления российской государственности? Разве не оно одно сохраняло и сохраняет — через церковные приходы и общины — миллионы людей в рассеянии, людей, не по своей воле утративших гражданство, но и во внуках, и в правнуках своих сохранивших принадлежность к Святой Руси?

Великий подвижник Земли Русской святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно — Он хочет чистого сердца...» Десятилетия забвения Правды Божией породили в нашем народе духовную опустошенность, отягощенность людских сердец неправдами и грехами. Именно в этом видятся глубинные корни кризисных явлений. И именно в возвращении к отеческой Вере — исправление исторического пути России, просветление ее лика.
Празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси стало знаменательным моментом в жизни не только Русской Православной Церкви, но и всего нашего Отечества. Люди вдруг увидели, что Церковь не умерла, что она может говорить в полный голос, что она, как и в древние времена, пребывает со своим народом и готова помогать ему в радостях и горестях. Юбилей всколыхнул народное сознание, открыл духовные очи многим нашим соотечественникам, возвратил им путь к обретению веры, послал луч надежды в зарубежное рассеяние.

На протяжении значительного времени наше общество было лишено возможности получения самого элементарного просвещения во всем, что относится к области религиозной. Образовался серьезный перекос в образовании людей, в душах их возник духовный вакуум. Часто даже незаурядно образованные люди проявляют в религиозных предметах поразительное невежество, обнаруживают вопиющее незнание отеческих традиций, не различают духовных подмен.

В историю человечества XX век вошел как век массового богоотступничества. Ни в каком другом столетии столько не говорилось о расцвете человеческой личности, о гуманизме, о высоком назначении человека, и в то же время так не унижалось его достоинство, едва ли когда еще так множились и бесчисленные духовные подмены.

При всем наружном многоцветье - от «единственно истинного научного мировоззрения» до сектантства и оккультизма всевозможных оттенков — налицо общее в них: подмена, стремление обособившейся частью заслонить и затмить целое, отгородить человека от Бога и от глубин собственной души, лишить духовной силы и живого движения совести.

Человек отпал от Бога и утратил свое собственное духовное средоточие, сам стал распадаться на автономные, противостоящие друг другу части. Разговоры о гуманизме и о личностном начале только оттеняют обесцвечивание человека, утрату им цельности души и цельности жизни. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (Мк. 3, 24—25). Таковы последствия возобладавшей в наше время самодовлеющей секулярной картины мира. Мертвеет душа, засыхает смоковница, корни которой не питаются животворной влагой от источника — Господа нашего Иисуса Христа. Материализм едва ли имеет сегодня многих убежденных приверженцев, но оскверненная и опустошенная материализмом и нигилизмом человеческая душа потеряла духовные ориентиры, не в состоянии разобраться в происходящем, неспособна защитить себя от экспансий всякого рода.

Разрушение традиционного уклада русской жизни и попытка создать «нового человека» привели к убожеству и одичанию. Более того — к неспособности понять собственное убожество и одичание. Беда не просто в том, что наши соотечественники дики и часто удручающе невежественны в вопросах религиозных. Беда в том, что они часто не подозревают о том, что продолжает, вопреки всем внешним обстоятельствам, жить в их душе. Не ведают ни того, чем живут, ни того, что творят.

В душе у них разрушена иерархия ценностей. Они как бы отделены труднопреодолимым барьером от лучшего в себе самих. Отсюда и всеразъедающий скепсис, и непробудное пьянство, безволие, но в то же время безапелляционность и агрессивность, самоутверждение в мелочах и тут же добровольное согласие на самозомбирование; презрение к смерти и в то же время панический страх перед ней; неуважение к власти и тут же пресмыкательство перед всякой силой, поразительная неспособность отличить настоящую истину даже от самых грубых и примитивных ее подмен.
В русских людях проявляется антиномичность художественной натуры, нуждающейся в творческом преображении жизни. Русский человек так сложился исторически, что способен по-настоящему жить только в полном напряжении духовных сил. И именно Православие с его насыщенной духовной жизнью дает ему возможность полноценно проявиться. Недаром оно было избрано нашими предками.

Утверждение личностного начала как начала автономного и самодостаточного, идеология «среднего человека», характерная для современного Запада, у нас не приводят человека к умиротворению и душевному равновесию, а скорее ведут к разложению и упадку, к деградации личности.

Западное христианство в истекшем тысячелетии часто склонно было приспосабливаться к условностям общественного уклада, пытаясь брать из сокровищницы веры только то, что совместимо с условиями современной «культурной жизни». Для Православия постоянно актуальным был вопрос, как всю жизнь привести в согласие с требованиями христианского совершенства. Оно ориентировало человека на нравственный героизм, на подвиг, на стремление соотнести себя и всю свою жизнь с высочайшим идеалом. Но определенная суровость и строгость — дух аскетизма — всегда сочетались в православном миропонимании с духом радости, чуждым рабству.

Подлинная свобода человека — только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха, от пленения вещами и страстями, от частного, затмевающего целое и лишающего жизнь настоящего смысла. От идеологии общества потребления, ориентированного на удовлетворение роста постоянно растущих потребностей, для нас жизненно важно перейти к нравственным и аскетичным общественным идеалам. Лишь при таких условиях может выжить человечество и сохраниться природа, дивно сотворенная силою и премудростию Божиею.

Потому, думая сегодня, как нам возродить Россию, мы не можем согласиться со взглядом на Церковь лишь как на одного из участников этого процесса. Богу одному поклоняйся и Ему одному служи - так было заповедано нам еще в древности. Если и говорится, что «Церковь служит России», то эта формула не подлежит буквальной и прямолинейной трактовке. Мы служим Богу. Но святитель Иоанн Златоуст называл и Самого Бога «слугою нашего спасения». Служа Богу, все в себе поверяя Его заповедями, человек возделывает свою душу, сам становится светлее, ибо в ответ на его всецелое устремление к Свету, Бог Своею благодатию Сам преображает его. «Стяжи дух мирен, — наставлял преподобный Серафим Саровский, - и тысячи вокруг тебя спасутся».

Служа Богу, Церковь способствует возрастанию света и добра в людях, а рост или упадок этой внутренней возделанности человеческого сердца, в свою очередь, определяет взлеты и падения человеческого общества, то есть в конечном счете — судьбы государства. И потому лишь так, опосредованно, можно понимать наше служение России.

Слова «Церковь служит России» нуждаются в уточнении и с другой стороны. Ведь Церковь - это и есть все мы, и что собой представляем мы, то собой представляет и Церковь. Она свята не святостью своих членов, а святостью Христа, который живет в нас в той мере, в какой мы открываем свои сердца и жизни для Его жизни в нас. Мы - не избранное сообщество мудрецов и отшельников, семьдесят лет скрывавшихся в Китеже, а сейчас вышедших к людям, чтобы взять их за руку и вести в землю обетованную. У нас нет «программы» возрождения. Нет у нас и лозунгов «борьбы». Есть Евангелие, и глубина, и жизненность традиции Православия. Эту глубину мы сами не реализуем полностью. Но наша собственная неспособность является не осуждением Православия, а призывом к другим: попробуйте пройти дальше, чем прошли мы по пути духовного преображения. Печально, если наши болезни, в большинстве такие же, как и недуги всего народа, заслонят евангельское солнце. Еще апостол Павел говорил о благодати Божией, которую мы носим, увы, не в золотых, а в глиняных сосудах...

Слова «Церковь служит России» предполагают некое противопоставление Церкви и России. На деле же есть часть - «остаток» России, который продолжает служить Христу, это и есть Церковь, и та часть России, которой этот остаток может помочь своей верностью Христу и своим духовным трудом.

Место, которое религия занимает в жизни общества, является показателем его зрелости и духовного здоровья. Ибо Церковь, по нашему разумению, есть не просто один из элементов общественного устройства. Она - тот таинственный организм, в котором осуществляется реальная связь человека с Богом, одухотворяется и обновляется жизнь всех и каждого.

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, — сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам (Мк. 16, 15). Возвещать богооткровенную истину Христова учения, изменять и воспитывать души человеческие посредством Божией благодати - вот величайшая миссия Церкви. Быть совестью общества, постоянным свидетельством скоротечности вещей земных и постоянства ждущей каждого человека вечности - вот ее основное призвание.
Для многих стран мира христианство стало той солью земли (Мф. 5, 13), благодаря которой общество предохраняется от нравственного разложения. Принципы, основанные на Евангелии и христианских ценностях, пронизывают общественную жизнь, и это дает каждому человеку возможность свободно идти путем нравственного совершенствования.

* * *

На протяжении своей тысячелетней истории Русская Православная Церковь перенесла множество тяжелейших испытаний. Еще совсем недавно в самой принадлежности к Церкви усматривался состав преступления, гонения почитались естественным порядком вещей, практически прервана была великая культурная преемственность. Церковь, обескровленную и обессиленную, не сумев истребить до конца, целенаправленно стремились обратить в культурную резервацию, старательно изолируя не только общество от Церкви, но и Церковь от общества. Сегодня прямые гонения позади, но разве исчерпан заряд слепой ненависти, ярость явного и скрытого недоброжелательства в душах отдельных людей, отравленных ядом безбожной пропаганды?

Оглядываясь на нашу историю, много ли можно найти в ней периодов вполне безоблачных? Распри князей, нашествия иноплеменников... Волчцами и терниями был устлан исторический путь русских людей. И именно Церковь по-матерински согревала своей любовью и своими молитвами страдающие русские сердца, спасая их от уныния и отчаяния.

Во все времена Церковь была олицетворением и символом единства Русской земли, охранявшим ее от распадения на части в дни великих исторических испытаний. И как великую милость Божию рассматриваем мы возрождение Церкви, совершающееся в нынешних затруднительных экономических обстоятельствах. Буквально из ничего, из руин поднимаются храмы, возрождается приходская и монастырская жизнь, издаются книги, пишутся иконы, и во всем ощущается благопоспешение Божие. Церковь жива. Еще раз подтвердила история слова Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Необходимо подчеркнуть, что Церковь не нуждается в симфонии со светским государством. Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 23). Но если на повестку дня ставится задача возрождения и укрепления России, может ли Русская Православная Церковь оставаться сторонним наблюдателем? Благодаря духовной поддержке Церкви возвысилась Русская земля. По нашему глубочайшему убеждению, Церковь должна быть отделена от государства, но не должна и не может быть отделена от общества, ибо члены общества и составляют Тело Церкви. Церковь заботится о духовном, о вечных и непреходящих ценностях. Однако у Церкви и государства есть общие задачи, которые надо решать вместе и только вместе. Это вопросы воспитания и образования, проблемы нравственного здоровья общества, обретения мира и согласия, преодоления межнациональной вражды.
Для России весь последний век ее существования оказался веком тяжелейших испытаний. Минувшие десятилетия принесли нашему народу страдания невыразимой тяжести. Миллионы людей - от Царской Семьи до крестьян, от святителей Божиих до простых монахов -приняли страдальческую кончину. На долю остальных выпали духовное унижение, несвобода, стыд и горечь нравственных компромиссов и самое тяжкое страдание - страдание души, ввергнутой в пучину зла.В наших бедах виновны не какие-то таинственные внешние силы вина лежит на многих поколениях предков наших и на нас самих.

Народ наш, некогда благочестивый и верный Господу, потерял способность различать духов, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике и экономике поработили многих из нас. Подвергается разрушению семья - основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственное начало.

В спорах о будущем государств, в которых мы живем, в поисках путей управления ими многие из нас ожесточились, потеряли терпимость, стали унижать и оскорблять друг друга, упиваясь собственной мнимой правотой. Во многих местах, где еще недавно царили мир и согласие, ныне льется кровь. Народы восстают на народы, государства — на государства. Все больше и больше людей становятся на путь разбоя, грабежа и прочих преступлений.

Забота о хлебе насущном превратилась у нас в стяжание богатства любыми средствами и любой ценой. Люди, страждущие от нищеты и лишений, вопиют о помощи, а те, кто мог бы поделиться куском хлеба, лишь усугубляют их страдания.

Результатом многолетней насильственной политики государственной идеологической машины стало не только разрушение семьи, но и повреждение понятий о ней, понятий, которые Русская Православная Церковь на протяжении тысячелетия взращивала в сердцах русских людей.
Со скорбью можно констатировать, что ситуация с российской семьей критическая. Прелюбодеяния, разводы, детоубийство, брошенные дети, беспризорники, сироты и полусироты, в десятки раз возросшая детская преступность и наркомания (этот список можно продолжить) - вот реалии современного российского общества.

В православном понимании семья является домашней церковью (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15). Основы семьи, ее крепость должны быть нерушимы. Прочная, здоровая духом семья, в которой высоконравственно воспитываются дети и молодежь, является основой общества и государства, гарантией их благоденственной жизни и достойного места во всемирном содружестве. Крайне неблагополучное состояние семьи в России, и не только в ней, выражается в непрочности и массовом распаде, в непрерывной гибели множества нерожденных детей, в резком увеличении числа беспризорных детей, представляющих собой потенциальный резерв для пополнения преступного мира.

А ведь нравственно здоровая и духовно крепкая семья - основа полноценного общества. Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. Подводя итоги уходящего XX века, мы с надеждой смотрим в будущее, веря, что Господь благословит люди своя миром, что добрые семена христианского воспитания дадут свои плоды и православная Россия будет духовно сильным и экономически богатым государством.
Сейчас много говорят о том, что российскому обществу нужна объединяющая идея, которая придавала бы осмысленность как политике государства, так и поступкам людей, особенно поступкам, требующим самоотречения. Однако такую идею нельзя выдумать, изобрести, а потом навязать обществу. О ней нужно спросить у народа, который, несмотря на все испытания уходящего века, сохранил великую волю к жизни и созидательному труду. Надобно со вниманием отнестись к нашей исторической духовной традиции. Да, она безусловно предпочитает вечное - временному, скромность - роскоши, нравственную красоту - деловому успеху, человеческое братство - культу самореализации. Но мы всегда ценили внутреннюю свободу, имели обостренное чувство справедливости, были по-братски открыты другим народам. Эти идеалы, свойственные большинству россиян, укоренены в живом евангельском наследии. Они созвучны и другим религиозным традициям, веками присутствующим в России. Богоданное нравственное чувство, вобравшее высшие духовные ценности, свойственно и многим из тех, кто считает себя неверующими людьми. И если нам предлагают отринуть традиционную духовность в обмен на деньги, славу и могущество, мы должны внимательно оценить, много ли получили другие народы, отказавшиеся от своего исторического пути.

России нужно вновь обрести моральный стержень, воскресить осознание своей благой миссии в мире. Здание государства не утвердится и не устоит, если будет построено на песке сиюминутных выгод, а не на камне веры, надежды и любви. Духовное, нравственное возрождение Отчизны должно стать непременной заботой не только для власти, но и для школы, культуры, средств массовой информации - для всего нашего общества. Русская Православная Церковь, исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества.

Россия входит в новое столетие обремененной множеством нестроений и проблем, поразивших государственный организм, национальное хозяйство, государственное устройство, саму душу народа. Глубоко убежден: выход из нынешнего кризиса, чреватого новым Смутным временем, лежит на путях духовного возрождения личности, а значит, и всего народа. Для исцеления духовного недуга нужно прежде всего позаботиться о своем собственном моральном здоровье, о поиске смысла своих собственных бытия и деятельности. Господь предлагает каждому человеку обрести такой смысл в Нем, ибо Он сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Он Сам незримо, но совершенно реально помогает всякому, кто идет за Ним. Из своего двух-тысячелетнего опыта Церковь Христова знает, что таинственная помощь Божия, как ничто другое, способна изменить к лучшему жизнь человека, просветить его сердце и разум, придать силу его трудящимся рукам. Именно помощь свыше укрепляла наших великих предков, к благотворному примеру которых мы часто обращаемся в поисках ответа на мучающие современное общество вопросы.

Наша Церковь призывает каждого найти этот ответ в отеческой вере, в Святом Православии. Впрочем, мы не умаляем нравственного значения иных традиционных для России религий, стремимся к соработничеству с их последователями, равно как и с другими людьми доброй воли. Православные христиане верят, что человек создан богоподобным, и нравственные качества, заложенные Творцом в душу любого из нас, даже тех, кто полагает себя вне религии, позволяют чаду церковному находить с ними общее в духовных устремлениях и совместных трудах. Памятуя об этом, Церковь не ограничивает свои усилия по нравственному возрождению общества лишь сферой дел, совершаемых исключительно православными верующими: ведь духовное воскрешение Отечества — забота общенародная, и важность его сегодня осознают не только в церковной ограде, но и за ее пределами. Без преображения человеческой души мы никогда не преодолеем трудностей в политике и экономике, но будем терять все новые и новые поколения, воспитывающиеся в бездуховности и нравственном нигилизме. Без такого преображения нам никогда не начертать правильного пути для будущей России, никогда не приобрести «очей сердца», способных брать лучшее из внешнего мира, отвергая все, что не служит правде, добру и созиданию.

Конец XX века ставит множество серьезнейших вопросов, с которыми человечество почти неизбежно столкнется в грядущем столетии. Современная тяжелая индустрия, на которой основывались наиболее развитые национальные экономики уходящего века, все более уступает место компьютерным, коммуникативным и иным наукоемким технологиям. Некоторые из этих технологий могут затронуть само существо человеческой личности и окружающей ее среды, поставить под сомнение вековые представления о целостной природе человека и мира. На фоне стремительного роста населения планеты усугубляется всеобщий экологический кризис, способов разрешения которого человечество пока не нашло. Мировой экономический порядок строится на основе самодовлеющей системы потребления, идеология которой в корне отрицает возможность самоограничения ради блага ближнего и жизни будущих поколений. Абсолютное меньшинство населения планеты расходует основную часть ее ресурсов, даже не задумываясь о пагубных последствиях этого для сотен миллионов людей, лишенных надежды на достойную жизнь. «Развитые» страны в ходе многовековой борьбы за доминирование добились того, что самый тяжелый труд в большинстве государств мира вознаграждается нищенски, в то время как преимущественная часть прибыли получается посредством финансовых спекуляций. Глобальная несправедливость опирается на военную силу, узурпированную и умело используемую несколькими группами государств. При этом «новый мировой порядок» отнюдь не препятствует росту числа вооруженных локальных конфликтов, а зачастую прямо или косвенно стимулирует их возникновение.

Осознание крайней актуальности данных вопросов нарастает во всем мире. Становится ясно, что ни одно государство, ни один народ не смогут спрятаться от новых проблем или разрешить их в одиночку. И для многих все более очевидно, что избежать глобальный кризис можно только на путях нравственного переустройства современной жизни.

Надеюсь, что в этих условиях наш народ, ставший на стезю духовного возрождения, сможет сказать свое весомое слово. Духовная традиция русского Православия, многовековая русская культура должны способствовать предотвращению глобальных нестроений. Чувство евангельской правды и справедливости, твердая убежденность в превосходстве духовного над плотским, Небесного над земным, соборности над индивидуализмом, единства над разобщенностью — все эти качества, искони присущие русским православным христианам, могут быть востребованы человечеством XXI века. Традиция аскетического самоограничения, ничуть не роняющего достоинства человеческой личности, но возводящего его на высший уровень, способна стать спасательным кругом в губительном водовороте глобального потребительства. Нам нужно только не стесняться быть самими собой, свидетельствуя в полный голос о своем духовном послании всем народам.

Россия и мир вновь, как, впрочем, и в любую эпоху, стоят перед выбором. Его острота открыта нам самим Богом, сказавшим: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19). Господь есть Источник жизни. Его водительство несет человеку подлинное благо и истинную полноту бытия. Исполнение Его заповедей приводит к гармоничной жизни и сподобляет нас вечного блаженства. Только чистый духовный свет Святого Православия может преобразить и очистить человеческое сердце, вымести из него сор, накопившийся за годы «сна души». Церковь Божия раскрывает свои объятия всем людям — по обетованию Христа Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

В заключение хочется коснуться важнейших событий церковной жизни, совершившихся в 2000 году от Рождества Христова. Центральным событием нынешнего года несомненно стал Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в возрожденном Храме Христа Спасителя с 13 по 16 августа. Главным деянием Архиерейского Собора было прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, в числе которых и Царственные страстотерпцы. Кроме того, Юбилейный Архиерейский Собор рассмотрел и одобрил документы, определяющие отношение нашей Церкви ко многим важнейшим проблемам взаимодействия с государством и обществом. Впервые в истории Православной Церкви были приняты «Основы социальной концепции» — основополагающий документ, определяющий позицию Церкви по многим вопросам, поставленным современностью.
Собор обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с Посланием, в котором напомнил о том, что «залог преображения жизни народа и Церкви - в возрождении духовных ценностей, в отказе от греха, в искреннем и нелицемерном покаянии...» В Послании также подчеркивалось, что «именно вера была той духовно-нравственной силой, которая неоднократно спасала наших благочестивых предков в самые трудные периоды истории; этому спасению всегда предшествовало пробуждение духовных сил народа, его возвращение к христианским идеалам...»
Поистине историческим событием уходящего года стало великое освящение кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, на которое прибыли многие Предстоятели и делегации всех Поместных Православных Церквей, с братской любовью откликнувшиеся на приглашение разделить нашу радость. Освящение этого величественного храма, символа возрождающейся Православной России, в год великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа — явный знак милости Божией, не оставляющей нашу многострадальную Родину.

Русской Православной Церкви пришлось многое пережить: и поношение, и разграбление, и искусственно создаваемый раскол, и Голгофу. Но тверда была вера, и нерушимо ее единство. И вратам адовым ее не одолеть. Церковь прошла через горнило испытаний и приобрела огромный опыт. Она движима Духом Святым и потому обладает удивительной жизнестойкостью. Она безусловно выстоит и в новых обстоятельствах. Исторические судьбы России в третьем тысячелетии христианской эры будут решаться на путях Православия.

Мы с надеждой вступаем в XXI век от Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего, надеясь, что этот век будет для наших народов веком мира, созидания и благополучия, а главное - возвращения к духовным, нравственным ценностям, которые оставил в Святом Евангелии Господь наш Иисус Христос.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России. Т.3 Ч.2".

Связанные материалы