Участникам Международной научной конференции «Наш XX век. Российская Академия наук о судьбах России в XX столетии», 29 ноября 2000 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Участникам Международной научной конференции «Наш XX век. Российская Академия наук о судьбах России в XX столетии»
29 ноября 2000 года
Уважаемые участники конференции!
Завершается век, завершается тысячелетие. Человечество проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Рождество Христово стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало богатейшей христианской культуре. Всемирная в своем абсолютном онтологическом значении победа Христа Спасителя над смертью утверждает в мире торжество нового нравственного порядка, основанием которого становится заповедь любви к Богу и ближнему. Дарованная Господом новая жизнь особенно зримо проявляется в историческом бытии Святой Церкви, в ее спасительном благовестии, в ее миссии освящения Божественной благодатью всего естественного строя бытия.
В своей тысячелетней истории Русская Православная Церковь свято и неуклонно, вопреки гонениям и соблазнам мира сего, исполняла возложенную на нее богозаповеданную миссию, ревностно возвещая евангельскую Истину тем народам, в среде которых Господь судил ей совершать свое служение. Величайшие примеры святости и мученического исповедничества, явленные в нашем народе, ныне зримо становятся тем благодатным семенем, из которого возрастает обильная нива духовного обновления Отечества.
Последнее столетие было драматическим. Две мировые войны, война гражданская, голод и репрессии, распад единого государства, экономические и политические нестроения, кровопролитные межнациональные конфликты - трагическое бремя истории XX в. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами за веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Удар, последствия которого ощущаются и поныне, был нанесен по храмам и святыням, по системе церковного образования, миссионерства, благотворительности, издательского дела. Однако, по апостольскому свидетельству, Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).
Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Празднование 1000-летия Крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. Однако сделать надлежит еще очень многое. Рубеж тысячелетий заставляет людей задуматься о судьбах своих народов, о смысле истории, о месте в ней человека и различных человеческих сообществ.
Во всем мире, в том числе и в России, все более укрепляется псевдогуманистическое сознание, которое полагает высшей ценностью жизнь индивидуума, особенно его материальное существование. Тогда иерархия ценностей определяется принципом пользы при нарастающем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, забвением и даже совершенным отвержением богоданных нравственных норм. Нельзя не замечать роста потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке.
Через средства массовой информации насаждается стремление провозгласить нравственность уделом исключительно частной жизни человека и до предела сузить ее общественное, государственное значение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, насилие, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и не затрагивают напрямую интересов физического благополучия других людей. Очевидна связь этих явлений со многими социальными болезнями современного человечества — преступностью, разрушением семьи, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем. Эти пороки противоречат вековым нравственным нормам, да и сама природа человека протестует против их разлагающего воздействия.
Церковь не остается равнодушной к происходящим в обществе процессам. Всегда пребывая со своим народом, она тем более не может покинуть его в это сложнейшее, лукавое время. В обществе, раздираемом политическими, социальными и духовными противоречиями, Церковь призывает всех жить и относиться друг к другу по абсолютным, то есть евангельским, меркам. Церковь учит прощать ближнего, не прощать - значит вредить прежде всего самому себе, носить в себе яд непримиримости. Всякую миротворческую деятельность Церковь учит начинать с самого себя: «Стяжи дух мирный и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный Серафим Саровский.
И здесь на путях Истины и Любви соработником Церкви является наука: сегодня, во времена разделений, столь отрадно признавать, что искусственные средостения между верой и наукой уходят в прошлое. Сегодня совместная деятельность Российской академии и церковной науки охватывает обширные области научного знания: историю и филологию, археологию и философию, социологию и психологию. В рамках встречи великого юбилея уже состоялись международные конференции «Христианство на пороге нового тысячелетия», «Православие и культура этноса», «Проблема святых и святости в контексте истории» и многие другие. Вместе мы предприняли научную подготовку. И издание первой научной «Православной энциклопедии», первый алфавитный том которой мы несколько дней назад представили на суд читателей. Нами возрождена и Макариевская премия, уже в дореволюционное время ставшая символом единства знания.
Сегодня, уже на самом пороге нового тысячелетия, важно попытаться глубже осмыслить нашу жизнь и извлечь необходимые уроки. Чтобы наш опыт, и трагический, и положительный, помог нам в новом наступающем веке.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России. Т.3 Ч.2".