Второе крещение Руси (статья для немецкой газеты «Welt am sonntag»), 26 августа 2000 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Второе крещение Руси (статья для немецкой газеты «Welt am sonntag»)
26 августа 2000 года
По окончании Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в августе этого года, пользуюсь возможностью рассказать немецкому читателю о современной жизни Московского Патриархата, о тех делах и заботах, которыми живет моя многомиллионная и многонациональная паства, о взаимоотношениях нашей Церкви с государством и светским миром. Празднуя 2000-летие Рождества Христова и оглядываясь на век уходящий, православные христиане России, других стран Содружества Независимых Государств и Балтии воздают хвалу Господу за неисчислимые Его милости. Да, это было драматическое столетие. Народы, духовно окормляемые Московским Патриархатом, претерпели немало страданий, прошли через бурные общественные перемены. Две мировые войны, революция и война гражданская, голод и репрессии, распад единого государства, экономические и политические нестроения, кровопролитные межнациональные конфликты наложили на историю XX века трагический отпечаток. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Удар, последствия которого ощущаются и поныне, был нанесен по храмам и святыням, по системе православного просвещения, миссионерства, благотворительности, издательского дела. Политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть Церковь от жизни народа, возвести средостение между верой и всеми сферами общественной жизни: наукой, культурой, образованием, воспитанием молодежи.
Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. Церковь оставалась со своим народом и в радостях, и в печалях. Не будет преувеличением сказать, что именно та духовная, нравственная опора, которую дало людям многовековое православное воспитание в значительной мере помогла им пережит Вторую мировую войну, сделала возможными впечатляющие совершения Советского Союза в экономической, политической, социальной, научной и многих других областях.
Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовно возрождения. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. Мы не испугались ни величайших трудностей, с которыми было сопряжено возрождение, ни попыток внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Сейчас около половины наших приходов находится за пределами нынешних российских границ, прежде всего на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, государствах Балтии и Средней Азии. Стремление заключить нашу Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным. Захлебнулась агрессивная деятельность лжемиссионеров и лидеров тоталитарных сект: если еще недавно они надеялись обратить в чуждую веру едва ли не всю нашу паству, то ныне эти «немощные дерзости» посрамлены, отвергнуты народом.
Последнее десятилетие XX века войдет в историю нашей Церкви прежде всего как период радостного, почти чудесного обновления народной веры. Не случайно об этом периоде говорят как о Втором Крещении Руси. Если в 1989 году Московский Патриархат имел менее 7000 приходов, то сейчас их 19 417. Большинство храмов было передано государством в удручающем, а подчас в руинизированном состоянии. Священникам и прихожанам пришлось восстанавливать их в сложнейших экономических условиях, и эта работа, в успех которой секулярное общество почти не верило, совершается успешно, а во многих местах завершена.
Русской Церковью многократно расширена издательская и информационная деятельность. Выпущены тысячи репринтных и современных книг, издаются десятки газет и журналов, существуют православные радио- и телепрограммы. Во многих регионах созданы православные издательства, активно осваивающие духовное наследие: труды святых отцов, русских богословов, церковных историков. Восстанавливается система народного религиозного просвещения л общедоступного высшего богословского образования, церковной благотворительности, православного миссионерства, пастырского попечения о воинах, правоохранителях, заключенных. Особенно же радует то, что за прошедшее десятилетие в наших приходах и монастырских обителях многократно увеличилось число людей, которые активно искренне, с полной самоотдачей влились в церковную жизнь, органично сочетающую молитву и труд.
Люди это разные – молодые и пожилые, образованные и “некнижные”. Некоторые стали священнослужителями и монашествующими, большинство осталось мирянами. Но, по слову апостола Павла, дары … и служения различны, а Господь один и тот же (1 Кор. 12, 4-5). По Божию призыву и по велению сердца многие начали трудиться на церковное благо, помогая восстанавливать храмы, творя дела милосердия, обучая детей, обновляя присутствие христианских ценностей в различных сферах жизни государства и нации. Именно на таких людей я бы возложил надежду, говоря о будущем воцерковления общества. Ведь вера утверждается не модой, не приказом власть имущих и даже не определениями иерархов. Ее созидает в человеческом сердце Сам Господь через Таинства Церкви и иные Свои благодатные дары. Тот, кто принимает их, кто учится вверять себя в волю Божию, кто полагает жизнь на служение Ему, не только спасает собственную душу, но одновременно помогает преобразиться окружающему миру. И чем больше у нас истинных православных христиан, для которых вера — главное в жизни, тем чаще с них будут брать пример, а значит, тем явственнее станет духовное возрождение народов, окормляемых Русской Церковью.
Религиозное пробуждение постсоветского общества очевидно. Однако последствия многолетних богоборческих гонений до сих пор дают о себе знать, прежде всего в области кадровой и материальной обеспеченности церковных трудов. Церковь стремится сделать все возможное, чтобы создать новые приходы в местах, где их ранее не существовало. Расширяется подготовка духовенства и других церковных тружеников, открыты десятки духовных школ, совершенствуется их учебная программа. Тысячи юношей и девушек обучаются богословию и христианскому искусству, приобретают навыки благотворительной работы, готовятся к практическому церковному служению.
Особо хотелось бы сказать о возрождении монашеской жизни и монастырей, которых в нашей Церкви в 1980 году было 18, а сейчас - 545. Многие согласятся, что христианская аскетика является предельным выражением любви человека к Богу. Именно в аскетической традиции сконцентрирована глубинная суть веры народа, его способность к самоограничению во имя любви и служения Господу. Влияние иночества на мир в различные периоды истории приобретало на Руси судьбоносный характер. На современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри своим молитвенным подвигом и доброделанием исцеляют и созидают душу народа, вновь научая его благочестию. Роль монастырей в духовном возрождении бесспорна. Ведь, по слову святого Димитрия Ростовского, «молитвами иноков Господь содержит сей мир».
Второе Крещение Руси коснулось не только стен храмовых зданий. Оно принесло благую перемену в души человеческие. И тот факт, что в активную церковную жизнь, сочетающую труд и молитву, влились сотни тысяч новых христиан, дает великую надежду на воссоздание духовного облика Святой Руси. Однако сделать надлежит еще очень многое. Сегодня, в начале нового этапа возрождения православной церковности, наибольшее внимание мы стараемся уделять духовному просвещению. Нашей главной задачей и неизменной заботой становятся приходящие в Церковь люди, не только постоянные прихожане, но и те, кто ищет дорогу к храму.
Мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. Во всем мире, не исключая стран СНГ и Балтии, нарастает процесс секуляризации общественной жизни. Государственные границы становятся во многом условными, ибо потоки людей, товаров и информации с нарастающей легкостью перемещаются по всему миру. Правительства передают все большее количество своих традиционных полномочий международным организациям, где принимаются важнейшие политические и экономические решения. Новые технологии делают высококвалифицированный интеллектуальный труд наиболее прибыльным и востребованным, в то время как традиционные формы производства и предпринимательства теряют былое значение. Иерархия ценностей определяется принципом пользы при нарастающем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, забвением и даже совершенным отвержением богоданных нравственных норм. Нельзя не замечать роста потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке.
Церковь не остается равнодушной к происходящим в обществе процессам. Всегда пребывал со своим народом, она тем более не может покинуть его в это сложнейшее, лукавое время. Своим пророческим гласом Святая Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему человеческому роду: без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и умения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия.
Как и в течение всей своей без малого двухтысячелетней истории, ныне Православная Церковь осуществляет свою миссию в контексте динамично развивающейся государственной и общественной жизни. Храня неизменную Истину Христову, Церковь призвана возвещать Слово Божие ближним и дальним, одновременно заботясь о создании внешних условий, благоприятных для проповеди и душепопечения, а также о духовном и нравственном преображении мира. В этом - смысл взаимодействия Церкви с государственной властью и светским обществом.
За истекшее десятилетие отношения Московского Патриархата с властями государств, где живет основная часть нашей паствы, изменились коренным образом. Вместо отчуждения сегодня налицо доброе сотрудничество. Мы благодарны государственным инстанциям за внимание к нуждам верующих и за готовность объединять усилия с Церковью в разрешении многих общественных проблем. Конечно, процесс церковно-государственного диалога не может быть лишен трудностей, тем более что церковное Священноначалие не склонно к лицеприятию, если власть совершает греховные деяния или подталкивает ко греху граждан. Не может Церковь и слиться с государством, поскольку главная ее цель - спасение человеческой души - для нее выше и важнее любых соображений земного порядка. Попросту говоря, ни стяжание богатства, ни созидание внешней силы и мощи, ни даже столь популярное сейчас «выживание» не стоят осквернения наших сердец, а потому должны быть отвергнуты, если мешают достижению нравественного совершенства. Однако Церковь, взаимодействуя с властью, стремится объяснить и ей, что преодоление морального кризиса, обретение ясного смысла жизни должно стать основной задачей личности и общества. Без этого все экономические и политические усилия неизбежно окажутся тщетными.
В Российской Федерации, в большинстве других стран Содружества Церковь активно взаимодействует с государством во многих областях, включая миротворчество, заботу о поддержании общественной нравственности, сохранение и развитие национальной культуры, восстановление исторических памятников, образование и воспитание юношества, благотворительные, социальные, научные, издательские проекты. Сохраняя свою внутреннюю свободу, Церковь старается максимально расширить сферу нестесненного партнерства с властью везде, где последняя к этому благорасположена. Церковь ведет диалог с власть имущими по вопросам национального, общеевропейского и мирового значения, печалуясь о нуждах народа и свидетельствуя об ответственности правителей перед Богом, людьми и историей. Наши отношения с государством можно назвать критической солидарностью - Церковь поддерживает власть во всяком добром деле, решительно противостоит попыткам ее ослабить, но одновременно возвышает свой пророческий голос, когда видит со стороны власти нравственно неоправданные поступки или бездействие в какой-либо важной области. Мы также продолжаем настаивать на утверждении роли Православия и других традиционных религий в жизни народа. Ведь до сих пор окончательно не преодолено наследие времен тоталитарного атеизма когда вера была почти отторгнута от сферы общественно значимых деяний. Появляются и новые богоборцы, которые хотели бы заключить Церковь в пределы храмовой ограды, сделать религию лишь «частным делом», а материализм и секулярный гуманизм объявить единственно верными учениями, якобы придающими государству мировоззренческий нейтралитет.
Продолжается наше сотрудничество с различными общественными ассоциациями, миром науки и культуры. Церковь по мере сил старается поддерживать любые инициативы, направленные на благо личности и общества, на утверждение нравственных норм в экономике, политике, государственном строительстве, других сферах народной жизни. Поэтому мы открыты к объединению усилий с различными общественными силами, в том числе с политическими организациями. В то же время церковное Священноначалие решительно уклоняется от участия в предвыборной борьбе и не оказывает никому исключительной политической поддержки. Мы - над «правым» и «левым», тем более, что в церковной среде есть сторонники разных политических партий и идеологий. Нейтралитет Церкви в политической борьбе не означает отсутствия у нее позиции по общественным вопросам. Но эта позиция не должна смешиваться с узкими интересами власти, оппозиции или отдельных политических организаций. Она не может использоваться в борьбе одной части общества против другой его части. Именно поэтому мы и далее будем укреплять объединяющую, примиряющую роль Церкви в политических процессах, противостоя разрушительной розни мира сего.
Московский Патриархат поддерживает тесные контакты с самыми разными странами, включая Германию, с которой народы, духовно окормляемые Русской Церковью, связывает многовековая история общения и взаимодействия. Да, в этой истории было немало мрачных страниц. Но, устремляясь в новый век и новое тысячелетие, мы надеемся, что нынешние дружественные отношения продолжатся и разовьются, принося пользу народам и духовно обогащая их. Мы благодарны христианам и всем жителям Германии за многообразную помощь, оказанную России и другим странам СНГ в наиболее тяжелые годы. Надеюсь, что наши ответные теплые чувства станут доброй основой для долгого, взаимополезного сотрудничества.
Голос нашей Церкви все чаще становится слышен на авторитетных международных форумах. Нам есть что сказать по таким темам, как экономическая, информационная и культурная глобализация, построение новой архитектуры мировой безопасности, развитие международного права, объединение Европы. Московский Патриархат будет и далее вести диалог с международными центрами власти, дабы духовные, нравственные и культурные ценности Православия были в полной мере учтены и востребованы в процессе созидания новых отношений между странами и народами как в объединяющейся Европе, так и во всем мире.
Истекшее десятилетие принесло народам бывшего СССР как новые радости, так и новые разочарования. Ушел в прошлое государственный атеизм, расширились гражданские и политические свободы. Экономические преобразования открыли людям возможность самостоятельно определять формы своего труда и надеяться на вознаграждение, соответствующее вложенным силам. Впрочем, новое общественное устройство не стало панацеей от таких проблем, как рост преступности и коррупции, вопиющая социальная несправедливость, крайняя бедность большинства населения, почти непреодолимая дистанция между крупными городами и глубинкой. Обо всем этом Церковь многократно говорила и продолжает говорить власть имущим, призывая их на деле забтиться о благе народа. Священноначалие решительно призывает оставить политическую и межнациональную вражду, которая еще недавно приводила к пагубным кровопролитным столкновениям и доселе отравляет жизнь народов стран Содружества.
Современному православному христианину непросто ориентироваться в динамично меняющемся мире. Это усугубляется тем, что за послереволюционный период наша Церковь в силу известных причин не могла сформулировать систематизированной позиции по основным проблемам жизни государства и общества. Нельзя сказать, что такой позиции вообще не было: если проанализировать церковные документы советского периода и особенно девяностых годов, там можно найти ответ практически на все волнующие людей вопросы. Впрочем, непроясненными оставались многие базовые принципы взаимоотношений Церкви с секулярным государством и вообще со светским миром. Поэтому Юбилейный Архиерейский Собор одобрил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» - документ, который на основе Священного Писания и Православного Предания отразил фундаментальный подход Церкви к ее отношениям с государством, миром политики, науки, культуры, светского образования. Затронуты и такие темы, как сочетание вселенского и национального измерений Православия, труд и собственность, нравственные аспекты войн и силовых операций, противодействие преступности, личная и общественная нравственность, международные отношения, медицина, биоэтика, многое другое. Церковь попыталась дать свой ответ на стремительную глобализацию экономики, поли гики, мирового информационного и культурного пространства. Конечно, Собор не выписывал рецептов, что делать в конкретных ситуациях государственным деятелям или, например, врачам и ученым. Такого рода предложения, наверное, должны исходить от православных мирян, которые трудятся в соответствующих сферах. Но для Церкви сегодня жизненно необходимо ознакомить пасомых и внешний мир с ее коренным взглядом на каждое из базовых общественных явлений и на основные проблемы, волнующие современного человека.
В наших общественно значимых деяниях мы чувствуем поддержку последователей традиционных нехристианских религий — ислама, иудаизма, буддизма. Недавно создан Межрелигиозный совет России. Наши позиции во взаимоотношениях с государством и светским миром во многом совпадают, что дает надежду на расширение сотрудничества. Московский Патриархат неизменно открыт и к диалогу с инославны-ми христианскими конфессиями, надеясь на координацию трудов последователей Христовых перед лицом новых глобальных вызовов, прежде всего нарастающей секуляризации. При этом наша Церковь не поддерживает «смешения вер», противостоит попыткам переманить в другие конфессии ее верующих или людей, связанных с Православием историческими корнями. Диалог и взаимодействие христиан должны основываться на честности, верности своим убеждениям, стремлении искренне помочь друг другу.
Среди деяний прошедшего Архиерейского Собора совершенно особое место заняла канонизация новых святых. Множество их явил Господь в Русской Церкви XX века. Главным образом это иерархи, пастыри, монашествующие и миряне, пострадавшие за веру Христову в годы лютых гонений. К Собору новомучеников и исповедников Российских причислены Император Николай II и его семья. Они канонизированы как страстотерпцы, то есть люди, безропотно и со смирением принявшие убиение от богоборцев, засвидетельствовав этим свою глубокую веру, которой они отличались в течение всей жизни и особенно в последние дни. Акт этой канонизации Церковь не связывает с оценкой государственной деятельности Императора. Однако православные иерархи, единодушно поддержав причисление Царской Семьи к лику святых, запечатлели ее глубокое почитание верующим народом, для которого Царственные страстотерпцы стали идеалом преданности воле Божией.
Наша связь со страдальцами за веру гораздо глубже, чем просто память о них. Православные христиане каждодневно молятся святым мужам и женам, надеясь на их предстательство перед престолом Небесного Царя. Верю, что по молитвам угодников Божиих Он сохранит Церковь нашу и духовно руководимые ею народы, даруя им подлинное возрождение, ради которого мы трудимся и которого испрашиваем у Господа.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России. Т.3 Ч.2".