Слово на Торжественном акте, посвященном 2000-летию Рождества Христова, 18 августа 2000 года

СЛОВО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ТОРЖЕСТВЕННОМ АКТЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваше Превосходительство господин мэр, Преосвященные архипастыри, достоуважаемые представители Поместных Православных Церквей и государственной власти, уважаемые дамы и господа, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех собравшихся в этом прекрасном соборном зале Храма Христа Спасителя на Торжественный акт, посвященный празднованию 2000-летия Рождества Христова.

Рождество Христово, великий Юбилей которого мы ныне празднуем, есть величайшее событие вселенской истории. Оно являет собою общий праздник рода человеческого, на который званы все – без национальных, имущественных, политических, образовательных, возрастных и иных различий. Воплощение Бога Слова примиряет людей друг с другом, утверждает вечные непреходящие ценности взаимной любви, мира, справедливости, святости семейного очага, милосердия и прощения.

Празднование Юбилея Рождества Христова побуждает нас задаться вопросом, каковы должны быть те духовные дары, которые каждый из нас и весь род человеческий в целом призван принести к Вифлеемским яслям Спасителя, пришедшего в мир, “чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни” (Тит. 3. 7).

Родившийся Христос Спаситель избавил род человеческий от греха проклятия и смерти, призвав всю тварь “в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8. 21). Однако свобода – это не только великий дар Божий, но и глубочайшая ответственность. Апостол Павел предупреждал о том, чтобы “свобода ваша не послужила соблазном для немощных” (1 Кор. 8. 9). Именно неумение человека разумно и достойно распорядиться своей свободой породило едва ли не все исторические трагедии уходящего века. Церковь понимает свободу человека прежде всего как отказ от порабощения злу и греху. Ибо Господь, даровав человеку свободу, одновременно призывает его умножать любовь, доброту, справедливость и милосердие. Именно на путях христианского миропонимания, утверждаемого Церковью в личной и общественной жизни людей, возможно отделить благодатные дары свободы от погибельных всходов вседозволенности.

В эти торжественные юбилейные дни мы обращаем свой взор на полную драматизма и жертвенности историю Русской Православной Церкви в минувшем столетии. Пережив беспрецедентные гонения, Церковь наша украсилась сонмом новомучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову. Их подвиг укрепил Церковь, стал ее непоколебимым основанием. В горниле испытаний закалились сердца верных чад Божиих, бережно пронесли они огонь веры Христовой и своим примером многих обратили к Богу. В тяжкие годины испытаний Русская Православная Церковь неизменно пребывала со своим народом, разделяя судьбу своего многострадального Отечества. Ныне совершенно очевидно, что именно духовная основа, заложенная многовековым православным воспитанием нации, помогла ей одолеть могущественного неприятеля в годы Великой Отечественной войны и восстановить страну, сделала возможными впечатляющие послевоенные свершения во многих сферах жизни.

Духовное возрождение, переживаемое нашим народом, очевидно для всех. Русская Церковь сумела восстановить тысячи разрушенных и оскверненных храмов, возродить систему общедоступного православного образования, развернуть программу социального служения, занять подобающее ей место в системе общественных отношений. Но главное совершающееся на наших глазах чудо Божие состоит в обретении веры и обращении ко Христу Спасителю миллионов наших соотечественников, духовную память которых оказались бессильны помрачить все усилия воинствующего государственного атеизма. Воистину, “благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе” (Кор. 2. 14).

Покинув социальное гетто и вновь став мощной созидательной и объединяющей духовной силой в обществе, Русское Православие возвращает себе то место в народной жизни, которое на протяжении тысячелетия отечественной истории принадлежало ему по праву. Православие явилось определяющей силой в становлении государственности, в формировании национальной культуры и духовного облика народа. И нам отрадно сознавать, что Русская Православная Церковь и сегодня является важной составляющей современного государственного строительства.

В связи с этим важно отметить, что расширение и углубление совместного сотрудничества Церкви и государственной власти не должно затрагивать внутренней свободы Церкви, ее неотъемлемого права на собственную духовную оценку действий власти, влияющих на жизнь миллионов православных христиан. Церковь не может и не должна сращиваться с государством. Это диктуется характером ее особого призвания. Поиск оптимальной модели устроения церковно-государственных отношений в современной России нельзя считать завершенным, однако сложившаяся за минувшее десятилетие практика свидетельствует об их достаточно высоком уровне и позитивном характере. Сознательно и принципиально дистанцируясь от функций, составляющих прерогативу государственной власти, Церковь с готовностью взаимодействует с ней в сферах миротворчества, народного просвещения, милосердия, благотворительности, утверждения нравственных идеалов в обществе, заботы о семье и детях, патриотического воспитания, сохранения культурного наследия. Именно в этих областях соработничество государства и Церкви может и должно быть особенно плодотворным.

В нынешних условиях подобное делание не может быть задачей простой и легкой. Истекшее десятилетие принесло народам бывшего СССР не только новые радости, но и новые разочарования. Экономические преобразования открыли людям возможность избирать любое поприще для самостоятельной и ответственной деятельности в интересах личности и общества. Однако утверждение нового экономического уклада отнюдь не стало панацеей от таких проблем, как рост преступности и коррупции, социальная несправедливость, глубокое социальное разделение общества. Более того, в ряде случаев эти проблемы усугубились до критического состояния, поставив на грань физического выживания не только социально незащищенные слои — пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных людей, многодетные семьи, — но и трудоспособное население многих районов. Об этом Церковь неоднократно свидетельствовала перед лицом государства и общества, печалуясь о нуждах народа, свидетельствуя об ответственности правителей перед Богом, народом и историей и призывая власть имущих реально заботиться о благе народа. Ибо в Священном Писании сказано: “Не обижай наемника, бедного и нищего…, чтоб он не возопил на тебя к Господу и не было на тебе греха” (Втор. 24. 14-15). Веками соединенная со своим народом, Церковь не может оставаться равнодушной к процессам, происходящим в обществе в эти противоречивые, лукавые времена. Преодоление греховного влечения исключительно к материальным благам должно быть поставлено во главу угла духовного воспитания личности.

Весьма отрадно, что именно с нынешним юбилейным годом многие христиане связывают реальные надежды на возрождение Отечества. Пожалуй, впервые после продолжительного периода противостояний и разногласий в обществе появились добрые признаки консолидации, примирения и согласия. Это открывает возможность преодоления того сложного положения, в котором доныне пребывают наши народы. Совершенно очевидно, что великое дело возрождения возможно совершить только совместными усилиями в усердном и совестливом соработничестве на общее благо.

Однако нас не перестает заботить, что во всем мире нарастает секуляризация и глобализация общественной жизни. Государственные границы становятся проницаемыми для все возрастающих потоков людей, товаров, информации. Правительства делегируют все больше своих полномочий наднациональным структурам управления, принимающим решения планетарного масштаба. Новые технологии вносят радикальные изменения в традиционные схемы производства, предпринимательства и занятости. Иерархия ценностей подчас определяется принципом пользы при нарастающем равнодушии к духовной истине, попечению о человеческой душе, заботе о ее вечном спасении. Эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, приводящим к забвению и отвержению богоданного нравственного закона. Распространение идеологии потребления порождает грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость и таким образом искажает образ Божий в человеке. Своим пророческим гласом Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему роду человеческому: без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения Его заповедей никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Поэтому Русская Православная Церковь проповедует Слово Божие ближним и дальним, неустанно возвещает высокие евангельские истины, заботясь о подлинном преображении мира и человека.

На рубеже веков, в динамично меняющемся мире Святая Церковь оказалась перед насущной необходимостью сформулировать в интересах своей паствы и всего общества собственные ответы на такие вопросы, которых не было и не могло быть в предшествующие эпохи, начиная с апостольского века. Явственно ощущается потребность в современном прочтении и истолковании на основе Священного Писания и Священного Предания таких проблем, как соотношение Церкви, нации и государства; взаимосвязь христианской этики и светского права; распределение плодов труда; вопросы войны и мира; преступность, наказание и исправление; личная, семейная и общественная нравственность; здоровье личности и народа; церковный взгляд на светские науку, культуру и образование; взаимоотношения Церкви со средствами массовой информации; вопросы экологии, международной жизни, глобализации и так далее. Общецерковный взгляд на этот комплекс проблем, впрямую затрагивающих жизнь современного человека и всего рода человеческого, нашел отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Значение этого фундаментального документа трудно переоценить. Он не только ориентирует православных верующих в противоречивых реалиях нынешней жизни, но и являет всему народу позицию Церкви по наиболее сложным и неоднозначным вопросам общественного бытия.

Ныне мы находимся на пороге XXI века, который обещает быть весьма нелегким, ибо бросает Церкви новые вызовы, призывая к качественному обновлению ее свидетельства и служения. Завершившийся Юбилейный Архиерейский Собор оценил характер церковно-общественных и церковно-государственных отношений, определил насущные задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью, обсудил и выразил отношение Церкви к многоразличным вызовам рубежа тысячелетий в жизни человека, семьи, страны и мира. Важнейшим деянием Юбилейного Архиерейского Собора стало прославление для общецерковного почитания сонма новомучеников и исповедников Российских, явленных и не явленных, но ведомых Богу. Более тысячи новопрославленных святых воссияли на духовном небосклоне Православия, в числе которых — столь почитаемый народом нашим Государь Николай Александрович и члены его Семьи: Государыня Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Мария, Татиана, Анастасия. Сонм заступников Земли Российской пополнился новыми предстателями за народ Божий, за Отечество наше, и мы верим, что это прославление, знаменуя собой покаяние народа в грехе богоотступничества, станет переломным моментом в нашей истории.

Кульминацией юбилейных торжеств станет предстоящее освящение возрожденного, воссозданного Храма Христа Спасителя. Как и в былые времена истории России, несмотря на переживаемые трудности, народ наш с величайшей жертвенностью и любовью возродил этот величественный храм, ставший символом нашего духовного обновления. Праздничная Божественная литургия, в которой примет участие вся Полнота Русской Православной Церкви явится апофеозом юбилейных торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова. Со всей Москвы двинутся крестные ходы к главному храму России, и тысячи людей смогут принять участие в этом великом духовном ликовании.

Мы с любовью приветствуем наших дорогих собратьев возлюбленных Предстоятелей Поместных Православных Церквей, прибывших, как истинные друзья и братья, разделить нашу радость и принять участие в исторических торжествах Русской Православной Церкви: Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию, Святейшего Патриарха Сербского Павла, прибывающего сегодня во второй половине дня Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста, Святейшего Патриарха Болгарского Максима, Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Николая, а также высоких представителей Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Польской Православных Церквей, представителей Православной Церкви в США, делегацию Армянской Апостольской Церкви во главе со Святейшим Гарегином II Верховным Патриархом и Католикосом всех армян и других представителей христианских и традиционных конфессий.

Мы приносим благодарение строителям, благоукрасителям и жертвователям Храма Христа Спасителя и всего храмового комплекса, трудами и стараниями которых он был возрожден. Да воссияют на века его золотые купола в небе России!

В этот благословенный юбилейный год, знаменующий исполнение двадцати веков благодатного присутствия Христа Спасителя в жизни человечества, вступая в новый век и в новое тысячелетие, Церковь Русская, обновленная, в молитвенном благоговении припадает к стопам Христа Спасителя с благодарением и любовью, испрашивая милости и благоволения к многострадальному Отечеству нашему, его долготерпеливому народу, “чтобы, когда Он явится, иметь дерзновение и не постыдиться перед Ним в пришествие Его” (1 Ин. 2. 28).

http://mospat.ru/archive/nr008181.htm