Встреча c делегацией Римско-католической церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, 22 февраля 2004 года

22 февраля 2004 года в Патриаршей резиденции состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II c делегацией Римско-католической церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером.

Русскую Православную Церковь на встрече представляли заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. секретаря ОВЦС МП по межхристианским связям священник Игорь Выжанов, сотрудник секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям священник Иоанн Лапидус.

Со стороны Римско-католической церкви также участвовали представитель Ватикана в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини, секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фарелл, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Юзеф Май, секретарь Представительства Святого престола в Российской Федерации священник Анте Йозич.

Кардинал Каспер передал Святейшему Патриарху Алексию послание Папы Римского Иоанна Павла II по случаю Дня тезоименитства и 75-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви.

 

В ходе состоявшейся беседы Святейший Патриарх Алексий отметил основные проблемы, осложняющие взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом.

Его Святейшество, в частности, сказал:

— Я рад встретиться с делегацией Римско-католической церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. К сожалению, в последнее время отношения между нашими Церквами складывались не лучшим образом, и, я думаю, мы взаимно хотим обсудить эти вопросы и найти пути их решения.

Мы считаем, что экклезиологический принцип, заложенный II Ватиканским собором в отношении Православных Церквей как Церквей-сестер, должен реализовываться. Но, к сожалению, этот принцип в последнее время не функционирует, и у нас создается впечатление, что Римско-католическая церковь отказалась от этого принципа.

На ежегодных встречах с членами Папского совета по содействию христианскому единству мы обсуждали многие вопросы, в том числе, как нам жить в этом мире, как вместе совершать свое служение, но иногда решения этих встреч оставались только на бумаге. Например, была достигнута договоренность о том, что при создании новых структур Римско-католической церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, Священноначалие Русской Православной Церкви будет предварительно уведомляться. К сожалению, эта договоренность была забыта, на канонической территории Русской Православной Церкви созданы четыре католические епархии, а мы узнали об этом уже после того, как было оглашено определение Папы по этому вопросу.

Создание провинций Римско-католической церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, и, прежде всего, образование митрополии в главе с митрополитом в Москве мы восприняли как недружественный акт. Нам говорили, что назначенный в Москву митрополит не будет именоваться московским, но ведь резиденция его находится в столице нашего Отечества, и поэтому это – казуистика.

Отдельный вопрос – прозелитическая деятельность, осуществляемая структурами Ватикана на территории России и на территории стран СНГ, которая сегодня все более и более широко распространяется. В свое время, еще в советский период, когда не было ни одного католического епископа и священника в Казахстане, Русская Православная Церковь выступала за то, чтобы католики, живущие в этом регионе, имели бы свое пастырское окормление.

Русская Православная Церковь очень многое делает для того, чтобы в нашей стране и в странах СНГ установились мир и согласие между представителями разных конфессий. А прозелитическая деятельность католических миссионеров и монашеских орденов зачастую приводит к конфронтации между людьми.

Вчера, возвратившись из кратковременного отпуска, я получил целый пакет бумаг из Нижнего Новгорода, где люди протестуют против создания католического монастыря. В городе есть католический костел, но католиков не много - несколько десятков, и поэтому людям не понятно, зачем нужен этот монастырь. Если мы хотим, чтобы между нами развивались добрые, братские и сестринские отношения, то нам не надо возбуждать протесты и конфликты.

Я передам вам в качестве свидетельства того, как воспринимается общественностью Нижнего Новгорода решение о создании там женского католического монастыря, копии этих документов.

У нас уже есть печальный опыт, когда католические монахини приезжают в Россию из других стран и берут на себя руководство детскими домами и приютами, где часто дети, чьи корни уходят в Православие, обращаются в католичество. Такого не должно быть в отношениях между Церквами-сестрами, и мы не можем смотреть на это равнодушно.

Я не могу не коснуться вопроса в отношении Греко-католической церкви. Когда западные области Украины были присоединены к Советскому Союзу, Сталин запретил Греко-католическую церковь. Многие из тех, кто совершают сегодня свое пастырское служение в Греко-католической церкви, получили образование в наших Духовных учебных заведениях, прежде всего, в Санкт-Петербурге. В течение 50 послевоенных лет греко-католики духовно окормлялись в наших православных храмах. И когда пришла религиозная свобода, нужно было бы, я думаю, Церкви-сестре сказать спасибо. А что произошло? На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий. Во Львове, Ивано-Франковске и Тернополе православные верующие изгонялись из своих храмов, избивались православные священнослужители, осквернялись святыни, и, я еще раз повторю, силой захватывались храмы. Такое случалось в Средневековье, но чтобы подобная ситуация возникла в конце XX века и в отношении Церкви-сестры, даже представить было невозможно.

Сегодня идет распространение унии на Восточную и Южную Украину, в Россию, в Казахстан. Уния распространяется в Россию: уже в Москве появилось два униатских прихода, и иногда нам говорят, что это самостоятельная церковь. Нет, это часть Римско-католической церкви, и Римско-католическая церковь в полной мере несет ответственность за деятельность униатов.

Мы во Фрайзинге на православно-католических богословских встречах договорились, что уния - это не путь к единству Церкви. Почему же с таким упорством пытаются перенести кафедру главы греко-католиков из Львова в Киев и учредить униатский патриархат? Учреждение патриархата поставит крест на наших отношениях на десятилетия.

Я слышал, что Ваше Высокопреосвященство, выступая перед епископами здесь в Москве на конференции, вспомнили о документе "Pro Russia", который был издан 12 лет назад. Мы благодарны вам за это. Если будем действовать в духе этого документа, то избежим многих проблем.

Я коснулся лишь некоторых проблем, присутствующих сегодня в межцерковных отношениях. Не воспринимайте меня как человека антикатолических настроений. Будучи в течение 26 лет президентом Конференции Европейских церквей мы развивали и углубляли отношения с Советом епископских конференций Европы, и я с благодарностью вспоминаю наше сотрудничество с кардиналами Эчегерэ, Мартини, с покойным кардиналом Хьюмом, с которыми у нас были именно братские отношения и взаимопонимание. Но я серьезно обеспокоен тем, что происходит сегодня на канонической территории Церкви, которую Господь судил мне возглавлять, и не могу не говорить об этом.

* * *

Святейший Патриарх Алексий передал кардиналу Касперу документы, отражающие протесты общественности Нижнего Новгорода в связи с католическим прозелитизмом в этом регионе.

http://www.sedmitza.ru/text/418556.html