К церковной ситуации в Эстонии

В докладе на Архиерейском Соборе 24 июня в кафедральном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что в последнее время в отношениях между Русской Православной Церкви и Константинопольским Патриархатом вновь приобрел остроту эстонский церковный вопрос.

«Те соглашения, на которые в качестве крайней уступки ради предотвращения раскола православного мира пошла ранее Русская Церковь, доныне окончательно не исполнены константинопольской стороной, что осложняет дальнейшие труды по преодолению разделения между православными верующими в Эстонии», — констатировал Его Святейшество.

Он подчеркнул, что на протяжении всех последних лет представители Константинопольского Патриархата пытаются добиться на всеправославном уровне признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви, хотя к ней принадлежит не более одной восьмой части православных верующих этой страны.

«Ни одна Автокефальная Православная Церковь не сообщила нам официально о таком признании», — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий, отметив в то же время, что настойчивые попытки добиться признания «явочным порядком» омрачили проведение важных всеправославных мероприятий. Так, в октябре прошлого года на заседании комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью без всякого предварительного согласования в число участников в качестве отдельной делегации были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата. А это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным продолжение работы в комиссии для делегации Московского Патриархата.

«Подобное может произойти и с участием Русской Православной Церкви в намеченной на будущую осень встрече Предстоятелей Православных Поместных Церквей в Стамбуле, — считает Предстоятель. — С целью найти выход из сложившейся тяжелой ситуации, которая вредит православному свидетельству, были проведены переговоры между делегациями двух Патриархатов в Цюрихе в марте 2008 года».

«Но, по-видимому, путь к достижению согласия будет долгим и трудным», — резюмировал Святейший Патриарх.

http://www.patriarchia.ru/db/text/426682.html


Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви 8 ноября 2000 года

Священный Синод Русской Православной Церкви с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране.

С 26 октября по 1 ноября с.г. Патриарх Варфоломей в сопровождении архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, иерархов, духовенства и мирян Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата находился в Эстонии с официальным визитом. О своем намерении нанести визит в Эстонию, в пределы канонической территории Московского Патриархата, Константинопольский Патриарх Варфоломей не известил Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Официальное сообщение о визите Константинопольского Патриарха в Эстонию Русской Православной Церковью было получено от главы Лютеранской Евангелической Церкви Эстонии.

Получив информацию о готовящемся визите, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране. Были проведены переговоры с полномочными представителями Константинопольского Патриархата и Правительства Эстонской Республики по достижению полного умиротворения между всеми православными и скорейшему восстановлению одинаковых прав для всех православных приходов, включая права на историческое церковное имущество, что могло быть выражено в совместной декларации глав двух православных юрисдикций в Эстонии. Однако Константинопольская сторона отказалась обсуждать предложенные инициативы, предусматривающие возвращение юридических прав на историческое церковное имущество приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которым это имущество (18 храмов и помещения церковного управления) веками принадлежало и фактически используется в настоящее время.

Миротворческий путь Патриархом Варфоломеем и возглавляющим Константинопольскую структуру в Эстонии митрополитом Стефаносом был отвергнут. Поэтому Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая свыше 100.000 верующих, не приняла участия в каноническом общении с прибывшей в Эстонию делегацией во главе с Патриархом Варфоломеем, считая его ответственным за раскол православного сообщества в Эстонии. Православные члены Парламента Эстонской Республики засвидетельствовали: “ожидания верующих, что визит Патриарха Варфоломея в Эстонию принесет нормализацию на правовой основе религиозной деятельности православных приходов, не оправдались”. Депутаты выразили озабоченность, что действия Константинопольского Патриарха приводят к “разделению православных по этническому признаку”.

Большое смущение в среду православных внесла приуроченная к визиту Патриарха Варфоломея в Эстонию канонически недопустимая акция – издание Константинопольской Патриархией Акта о канонизации епископа Ревельского Платона, эстонского иерарха Русской Православной Церкви, прославление которого было ранее совершено по всем каноническим правилам Русской Православной Церковью. В августе с.г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим Деянием определил прославить епископа Ревельского Платона в лике святых новомучеников и исповедников. Чин канонизации был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве 20 августа 2000 года, за которым присутствовала и делегация Константинопольского Патриархата. Как известно, епископ Ревельский Платон принял мученическую смерть 14 января 1919 года, будучи викарием Рижской епархии Русской Православной Церкви и никогда не был клириком Константинопольского Патриархата.

В ходе своего визита в Эстонию на официальных встречах и в средствах массовой информации Патриарх Варфоломей заявил следующее:

1) заключенные в мае 1996 года договоренности между двумя Церквами относительно церковного положения в Эстонии Русская Церковь истолковывает неправильно: нельзя толковать это соглашение как “решение, позволяющее существовать в Эстонии двум параллельным юрисдикциям”;
2) приходы в юрисдикции Московского Патриархата в Эстонии должны подчиняться своей Поместной Церкви в форме “экзархии” (представительства) или подворий;
3) в Эстонии может быть только один митрополит или архиепископ с титулом “всея Эстонии”, а при нем может быть “экзарх” (представитель) с приходами, подчиняющимися Русской Православной Церкви;
4) у Московского Патриархата нет оснований добиваться права преемственности в Эстонии;
5) Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата обладает правопреемством в Эстонии, и осуществляет руководство православием на всей территории страны;
6) Московский Патриархат должен сместить со своего поста архиепископа Корнилия …

Расценивать эти высказывания, как противоречащие духу совместного решения Священных Синодов двух Церквей от 16 мая 1996 года, принятого на основе Цюрихских договоренностей апреля 1996 года, было бы чрезмерно мягкой и поверхностной реакцией на последние действия Константинопольского Патриарха.

Священный Синод Русской Православной Церкви, с глубочайшей тревогой наблюдая за происходящим, опасается возможного возвращения к трагическому положению февраля — мая 1996 года, когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольской и Русской Церквей, живущие по всему миру в тесной духовной связи, оказались лишенными совместного евхаристического общения у единой Чаши Христовой. Позиция Константинопольского Патриарха, заявленная в Эстонии, дезавуирует самые основные компромиссные договоренности, на которые Русская Православная Церковь пошла “по крайней икономии”, глубокому снисхождению, добровольно ущемляя свои принципиальные канонические позиции ради восстановления канонического единства между православными верующими двух юрисдикций не только в Эстонии, но и во всем мире.

Как известно, православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы. Двойственность же в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века. После обретения независимости Эстонской Республики Русская Православная Церковь, постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года за № 183, предоставила Эстонской Церкви автономию.

В 1923 году Патриарх Константинопольский Мелетий, воспользовавшись тяжелым положением Православной Церкви в России, незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии, преобразовав Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонскую Митрополию Константинопольского Патриархата.

В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием “Эстонская Апостольская Православная Церковь” (ЭАПЦ), в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию.

В декабре 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться “Эстонская Православная Церковь”.

Собор Эстонской Православной Церкви 29 апреля 1993 года принял решение руководствоваться в церковной жизни приходов в Эстонии Уставом ЭАПЦ от 1935 года. Это решение единодушно было принято всеми участниками Собора. Однако группа нескольких клириков вскоре заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме.

11 августа 1993 года был зарегистрирован «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви» (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского «Синода ЭАПЦ», и этой структуре были переданы права на всю церковную собственность. Так был спровоцирован церковный раскол в Эстонии.

25 мая 1995 года Константинопольский Патриарх Варфоломей, находясь в Финляндии, обратился по радио с воззванием к православным верующим Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархатом». Это обращение еще более обострило противостояние в церковной жизни страны.

Несмотря на неоднократные призывы со стороны Московского Патриархата к Константинопольской Патриархии проявить благоразумие, а также предостережения, что ее односторонние деяния могут стать причиной прекращения церковного общения Русской и Константинопольской Православных Церквей, 20 февраля 1996 года Патриарх Варфоломей издал “Деяние” о восстановлении Томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 года и об учреждении на территории Эстонии “Автономной Православной Эстонской Митрополии”. Временное управление ею было поручено Архиепископу Карельскому и всей Финляндии Иоанну. В церковное общение была принята раскольничья группировка, возглавляемая запрещенными в священнослужении клириками. Таким образом, стал реальностью раскол в Эстонском православии.

23 февраля 1996 года, в ответ на односторонние и неправомерные действия Патриарха Варфоломея Священный Синод Русской Православной Церкви признал “данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а также прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей». 1 марта 1996 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Заявление по церковному положению в Эстонии с подробным изложением исторических и канонических оснований, предпринятых им 23 февраля решений по отношению к Константинопольскому Патриархату.

Тягостное состояние разрыва канонических отношений, многочисленные просьбы верующих подвигли обе Церкви к диалогу. 3 и 22 апреля 1996 года в Цюрихе состоялись переговоры Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов, в результате которых был согласован текст меморандума, включенный в совместное решение Синодов Константинопольской и Русской Православный Церквей от 16 мая 1996 года. Согласно этому документу восстанавливалось прерванное общение между двумя Патриархатами. Было решено “предоставить православным в Эстонии свободу выбора — какой церковной юрисдикции они желают принадлежать”, при этом Константинопольская Патриархия согласилась приостановить на 4 месяца применение своего решения от 20 февраля 1996 года об учреждении Автономной Церкви Константинопольской юрисдикции на территории Эстонии и обязалась вместе с Московским Патриархатом «сотрудничать в вопросе представления их позиции перед эстонским правительством с целью, чтобы все православные получили одинаковые права, включая право на имущество”.

23 августа 1996 года на встрече в Таллине совместная комиссия двух Патриархатов приняла списки определившихся в своей юрисдикции приходов. По двум приходам (Успенский собор в Тарту и Св.-Исидоровский храм в Валге), стороны не достигли согласия и поручили подкомиссии организовать в них общие приходские собрания для выяснения юрисдикционной принадлежности, а также подготовить проект решения о юридическом статусе приходов Московского Патриархата, не имеющих гражданской регистрации.

В сентябре 1996 года оба Патриархата решением своих Священных Синодов утвердили списки определившихся в своей юрисдикции приходов. Поскольку не было достигнуто согласие по решению юридической стороны вопроса, а канонический статус приходов в Тарту и Валга не получил обоюдного признания, было определено продлить срок моратория на решение от 20 февраля 1996 года еще на 3 месяца.

Между тем, переговоры на уровне подкомиссии зашли в тупик из-за полной обструкции Константинопольской стороной решений совместной комиссии. Приходские собрания в Тарту и Валге, запланированные двумя сторонами на 8 и 9 сентября 1996 года и заранее объявленные верующему народу, были сорваны, поскольку представитель Константинопольского Патриархата не прибыл в Эстонию. По этой же причине не состоялись и переговоры с представителем Московского Патриархата. Позиция Константинопольского Патриархата по правовым проблемам православных приходов Московского Патриархата в Эстонии практически сводилась к непризнанию прав их исторического преемства и выражалась в готовности передать лишь в аренду юридически принадлежащие юрисдикции Константинопольского Патриархата храмы Московского Патриархата.

18 октября 1996 года Архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн совершил литургию и рукоположение в Успенском соборе в Тарту. Эти односторонние действия Архиепископа Иоанна нарушили временный мораторий на решение Константинопольской Патриархии от 20 февраля 1996 года.

12 декабря 1996 года в Афинах состоялась очередная встреча совместной комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по церковной ситуации в Эстонии. Стороны договорились о попеременном служении в спорных в юрисдикционном отношении храмах в Тарту и Валга. При обсуждении вопроса о юридическом статусе приходов Московского Патриархата в Эстонии, делегация Русской Православной Церкви выразила претензии по поводу того, что Константинопольским Патриархатом не предпринимается никаких действий по взаимоприемлемому решению этого вопроса. Представители Константинопольского Патриархата согласились, что совместная работа в этом направлении продвигается неудовлетворительно.

27 ноября 1998 года состоялась еще одна двусторонняя встреча в Женеве, однако она также не принесла каких-либо результатов.

13 марта 1999 года Синод Константинопольского Патриархата назначил на пост “Митрополита Таллинского и всея Эстонии” епископа Стефаноса, викария греческой митрополии во Франции. Сообщая об этом решении, Патриарх Варфоломей призвал Русскую Церковь признать митрополита Стефаноса как “канонического и законного первоиерарха Эстонской Православной Церкви”. Русская Православная Церковь, “убежденно считая регион Эстонии автономной частью исторической канонической территории Московского Патриархата”, отказалась признать статус митрополита Стефаноса, присвоенный ему Константинополем.

28 марта 2000 года в Женеве вновь состоялись переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, на которых обсуждался эстонский вопрос. Делегацией Русской Православной Церкви было предложено решить проблему, заключив юридическое соглашение между двумя параллельными церковными структурами в Эстонии, предусматривающее, полное право собственности на используемое каждой из них де-факто историческое имущество. Однако митрополит Стефанос, приглашенный на данную встречу делегацией Константинопольского Патриархата, выдвинул в качестве категорического условия для принятия какого-либо юридического соглашения признание Московским Патриархатом возглавляемой им церковной структуры единственной в Эстонии Автономной Православной Церковью. Эта позиция не могла быть принятой, поскольку цюрихские договоренности 1996 года о разделении юрисдикционной принадлежности эстонских приходов являются для Московского Патриархата предельным церковным компромиссом. Таким образом, пути мирного разрешения юридических вопросов в отношении церковной собственности в Эстонии не были приняты Константинопольской стороной.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года среди важнейших тем, рассмотрел и положение Православной Церкви в Эстонии. В соответствующем Определении Собора подчеркнуто, что Русская Церковь не считает возможным положительно ответить на предложение Константинопольской Патриархии о признании канонического статуса автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, “поскольку признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии”. Архиерейский Собор, настаивая на необходимости выполнения соглашения двух Церквей, достигнутых в мае 1996 года, постановил “считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой “Автономной Эстонской Православной Церкви” Константинопольского Патриархата”.

Приведенная выше хронология событий являет объективную картину действий Константинопольского Патриархата в Эстонии, а также сдержанную позицию Русской Православной Церкви, проникнутую заботой о своей пастве, стремлением к канонической чистоте и исторической справедливости, достижению гражданского мира и межцерковного согласия.

С неизмеримой болью Священный Синод Русской Православной Церкви вынужден свидетельствовать, что односторонние и несогласованные действия Константинопольского Патриарха в Эстонии перечеркивают результаты совместной работы по достижению согласия в вопросах, касающихся положения Православной Церкви в этой стране. Учреждение Константинопольской юрисдикции в Эстонии в феврале 1996 года, назначение “митрополита всея Эстонии” в марте 1999 года и сопутствующие визиту Патриарха Варфоломея в Эстонию в октябре 2000 года заявления об отказе от компромиссных соглашений, предусматривающих параллельное присутствие двух юрисдикций в Эстонии говорит о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата не только юридического, но и канонического права наследия в стране, где православие взросло и укреплялось стараниями подвижников веры и благочестия, русских и эстонцев по языку, верных чад Русской Православной Церкви. Политика Константинопольского Патриарха, направленная на создание “национальной церкви” в Эстонии не только противоречит принципам, выработанным внутри самой Константинопольской Церкви, осудившей этнофилетизм, но также вносит мощный импульс в гражданское противостояние в Эстонской Республике по этническому признаку, о чем имеются свидетельства от гражданских представителей этого государства, декларирующего демократические принципы.

В ответ на упомянутые заявления Константинопольского Патриарха, высказанные в Эстонии, Священный Синод Русской Православной Церкви со всей ответственностью выражает свою позицию, гарантирующую незыблемое сохранение канонического преемства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и активную поддержку в признании прав этого преемства в гражданском мире.

Священный Синод подтверждает автономный статус Эстонской Православной Церкви в лоне Матери Церкви — Московского Патриархата, предоставленный святым исповедником Всероссийским Святейшим Патриархом Тихоном и утвержденный Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Возглавление этой Церкви иерархом с титулом “Таллинского и всея Эстонии” не может быть подвергнуто никаким сомнениям или изменениям. Выражая свою Первосвятительскую поддержку Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее предстоятелю, Патриарх Московский и всея Руси Алексий своим Указом от 6 ноября 2000 года возвел Преосвященного архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия в сан митрополита.

Русская Православная Церковь будет и впредь проявлять заботу о всех своих верных чадах, пребывающих за пределами Российского Государства, а также духовно покровительствовать своей пастве, временно, по известным историческим и политическим причинам ушедшей из лона Матери Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и приветствовать добровольное ее возвращение к своим духовным истокам под Первосвятительский омофор Патриарха Московского и всея Руси.

Не утрачивая надежды на достижение взаимопонимания и установление истинно братских отношений с Константинопольским Патриархатом, ибо по слову Господа нашего Иисуса Христа “все возможно верующему” (Мк.9.23), Священный Синод Русской Православной Церкви считает, что в сложившихся условиях было бы лицемерием демонстрировать миру наше единство, когда разрушено доверие и попраны основы братского соработничества на пути к подлинному уврачеванию тягостного разделения Православия в Эстонии.

Священный Синод заявляет, что до времени восстановления согласия в вопросах канонического бытия Православной Церкви в Эстонии и достижения мира и справедливости по отношению ко всем православным в этой стране, Московский Патриархат решительно отстраняется от любых собраний с участием Патриарха Константинопольского Варфоломея, Преосвященного Иоанна, главы Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата, и Преосвященного Стефаноса, главы юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии.

В связи с этим представители Русской Православной Церкви будут вынуждены воздержаться от участия в устраиваемых Константинопольской Патриархией мероприятиях 30 ноября с.г. в Стамбуле, приуроченных престольному празднику храма ап. Андрея Первозванного, в рождественских юбилейных празднованиях 25 декабря с.г. в Стамбуле, а также в экологическом симпозиуме во время круиза Патриарха Варфоломея по Балтийскому морю, намеченного на период с 25 мая по 5 июня 2001 года, считая нежелательным посещение им, в рамках этого круиза, епархий Русской Православной Церкви.

Как бывает всегда, во времена тяжелых испытаний, мы повергаем всю нашу надежду в руки Божии, полагаясь на Его Всеблагой Промысл, Покров Его Пречистой Матери и Приснодевы Марии, заступничество всех святых и сугубые молитвы новопрославленных новомучеников российских, паки и паки возносим наши смиренные моления Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу да вразумит всех нас и соберет во едино (Ин. 17).


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Послание Преосвященному Корнилию, Архиепископу Таллинскому и всея Эстонии, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Эстонской Апостольской Православной Церкви

23 февраля 1996 года

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, возлюбленные братья и сестры!

Трагическая ситуация сложилась вокруг Эстонской Апостольской Православной Церкви. Константинопольский Патриархат в нарушение церковных канонов в одностороннем порядке образовал на территории Эстонии автономную митрополию константинопольской юрисдикции. Вторгшись на исконную каноническую территорию Русской Православной Церкви, Константинопольский Патриархат встал на путь раскола. В грехе раскола будут повинны также те клирики, которые, не получив отпустительных грамот от Матери-Церкви, перейдут в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Как известно из святоотеческого Предания, грех раскола не смывается даже кровью мученичества.

Мы не раз обращались к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с призывом остановить безумие раскола и воздержаться от односторонних действий в Эстонии. Однако наш призыв не был услышан, и вся тяжесть вины за происшедший трагический разрыв ложится на Константинопольский Патриархат. Вторжение в каноническую область нашей Церкви и принятие в общение запрещенных в священнослужении клириков полагает ныне преграду евхаристическому и каноническому общению Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовению Патриарха Константинопольского в диптихе нашей Церкви, о чем мы и заявляем от имени Священноначалия и всей Полноты церковной.

Ныне, когда Полнота Православия входит во святые дни Великого поста, мы призываем вас быть мужественными и стойкими, твердыми в вере и преданности Матери - Русской Православной Церкви, в единстве с которой вы переживали и более тяжелые исторические времена. Светлая проповедь Православия издревле изливалась на эстонские земли из России. Теперь, как и в другие тяжелые годы, Русская Церковь не оставит своей материнской заботой, молитвой и всяческой помощью свою притесняемую дочь - Эстонскую Церковь.

Призываем вас, пастырей стада Христова, всех верных чад Православной Церкви, в дни, когда снова раздирается Хитон Христов, не вступать в евхаристическое и молитвенное общение с раскольниками, которые, по словам Серафима Саровского, Царствия Божия не наследуют.

Мы неотступно молимся перед Алтарем Господним за гонимую и притесняемую Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, возглавляемую Вашим Высокопреосвященством, за ее пастырей, мужественно несущих свое служение в нынешних критических условиях, за наших братьев и сестер, остающихся верными Матери-Церкви. Да укрепит вас Господь и Его Пречистая Матерь, да ниспошлет вам Податель всяческих благ и Отец милосердия духовные и телесные силы, дабы избежать соблазна и наследовать жизнь вечную*.

С неизменной любовью о Господе

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy247.htm


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Телеграмма Патриарху Константинопольскому Варфоломею I

23 февраля 1996 года

С глубокой скорбью и тревогой Русская Православная Церковь узнала о совершенном Вашим Святейшеством антиканоническом акте, датированном 20 февраля 1996 года, об учреждении Эстонской Митрополии в составе Константинопольского Патриархата с назначением Местоблюстителем ее Главы - Архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, в связи с чем он, нарушая нормы церковного права, вторгся в каноническую область нашей Церкви.

Вышеупомянутые действия были совершены в противоречии с волей Матери - Русской Православной Церкви, частью канонической территории которой Эстония является с незапамятных времен согласно решениям Константинопольских Соборов 1590 и 1593 годов.

Крайне необоснованно оправдание неканонических деяний тем, что в 1923-1940 годах эстонские православные общины вынужденно находились в подчинении Константинопольскому Патриархату, впоследствии отмененном одним из Ваших приснопамятных предшественников.

Совершённое беспрецедентное антиканоническое деяние, как мы ранее предупреждали, разрушает вековые нормы взаимоотношений между Поместными Православными Церквами и наносит сокрушительный удар всеправославному единству, ибо вторжение в каноническую область другой Поместной Церкви и принятие в общение запрещенных в священнослужении клириков полагает преграду евхаристическому и каноническому общению Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовению Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви, о чем мы и заявляем от лица Священного Синода, архипастырей, духовенства и всей Полноты церковной.

Принимая это скорбное решение, мы созываем Собор нашей Церкви для окончательного принятия решения по этому вопросу*.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

* Собор созван не был. - Прим. ред.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy246.htm


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Срочная телеграмма Патриарху Константинопольскому Варфоломею I

22 февраля 1996 года

Согласно поступившим сведениям, Константинопольская Патриархия намерена в ближайшее время в нарушение канонических норм без согласия Русской Церкви в одностороннем порядке принять в свою юрисдикцию находящуюся в расколе с нами группу, зарегистрированную эстонским правительством под именем Эстонской Апостольской Православной Церкви, клирики которой запрещены в священнослужении архиепископом Таллинским и всея Эстонии Корнилием и, таким образом, беззаконно вступить на каноническую территорию Московского Патриархата.

Это деяние не только расколет Православную Церковь в Эстонии, но и усугубит страдание тех православных, права которых уже сегодня попираются.

В связи с этим от имени епископата и Священного Синода Русской Православной Церкви выражаем решительный протест и заявляем, что данные действия мы расцениваем как антиканоническую акцию, которая может привести к приостановлению евхаристического общения между двумя нашими Церквами и к прекращению поминовения имени Предстоятеля Константинопольской Церкви в диптихе Русской Православной Церкви.

Братски предупреждаем Ваше Святейшество, что в случае осуществления Вашего намерения на Вас ложится тяжелая ответственность за трагическое разделение Православия в преддверии Двухтысячелетия Пришествия в мир Христа Спасителя.

Еще раз настоятельно призываем Вас остановить богопротивный раскол и воздержаться от односторонних действий по отношению к Православной Церкви в Эстонии.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy245.htm


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Письмо Патриарху Константинопольскому Варфоломею I

6 февраля 1996 года

Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе дорогой Собрат и Сослужитель!

Братски приветствуя Вашу Святыню, молимся Всещедрому Богу об укреплении Вашего почитаемого Святейшества в мире и здравии.

Боль и тревогу вызывает письмо от 1 февраля 1996 года за № 134, подписанное от имени Вашего Святейшества митрополитом Имвросским и Тенедосским Фотием.

В качестве условия продолжения переговоров Ваше Святейшество выдвигает требование, противоречащее каноническим нормам взаимодействия Поместных Церквей. Требование Вашего Святейшества снять канонические прещения на группу клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви, наложенные ее местным Предстоятелем архиепископом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, не только является вмешательством во внутренние дела братской Поместной Церкви, но и противоречит православным канонам, предполагающим единственно возможным условием снятия правящим архиереем наложенного им канонического прещения с провинившегося против святых канонов клирика его раскаяние и примирение с епископом.

В письме Вашего Святейшества указана не соответствующая действительности причина наказания упомянутых клириков - общение со Святейшей Константинопольской Церковью. В связи с этим недоразумением доводим до сведения Вашего Святейшества отнюдь не в качестве оправдательного доклада, но дабы рассеять вредоносные соблазны, что шесть клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви, запрещенные в священнослужении 15 января 1996 года, были подвергнуты данной мере дисциплинарного воздействия после неоднократных предупреждений и увещаний со стороны правящего архиерея. Запрещение было наложено на них "за организацию общества, отдельного от епископа, и учинения таким образом раскола в Церкви", которое является каноническим преступлением согласно 31-му Апостольскому Правилу, а также 12-му Правилу IV Вселенского Собора и 6-му Правилу II Вселенского Собора, которое называет еретиками тех, кто, "притворяясь, будто веру нашу исповедуют, отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов".

Уврачеванием возникшего раскола может служить твердое намерение отпавших от канонического единства клириков принести покаяние перед епархиальным архиереем, после которого лишь возможно снятие наложенных им на этих клириков прещений в контексте общего урегулирования положения Православия в Эстонии.

Со своей стороны хотим еще раз напомнить Вашему Святейшеству, что проведенная 3 января 1996 года в Фанаре встреча делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов показала, что, несмотря на существующие расхождения во мнениях, стороны согласились в следующем: все православные приходы Эстонии должны быть зарегистрированы и получить равные права. Обе стороны обязались предпринять соответствующие действия в этом направлении.

К нашему глубокому сожалению, Константинопольский Патриархат не информирует нас, как это было договорено, о своих действиях, касающихся церковных дел в Эстонии. Так например, в январе 1996 года без предварительного согласования с нашей Церковью Эстонию посетили клирики Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсуский Амвросий и священник Хейки Хуттунен, ведя переговоры в разных инстанциях по эстонскому церковному вопросу, однако никаких сведений о содержании и результатах этих переговоров мы не получили.

Считаем также нужным сообщить Вашему Святейшеству, что встреча 26 января 1996 года архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия с премьер-министром Эстонии Тийтом Вяхи показала, что позиция правительства Эстонской Республики не претерпела изменений. Эстонское правительство еще раз ясно обозначило курс на разгром православных приходов, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата. Если в условиях, когда русские православные в Эстонии систематически притесняются и фактически лишаются элементарных прав на существование, Константинопольский Патриархат предпримет какие-либо односторонние действия, противоречащие достигнутой договоренности, это будет означать, что Константинополь поддерживает дискриминационную по отношению к русскоязычным гражданам политику эстонского правительства.

Искренне надеемся, что Ваше Святейшество осознает всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и своими действиями не усугубит страданий многих тысяч угнетенных православных людей, но все же согласится на продолжение двусторонних переговоров в Москве, как это было ранее согласовано, без выдвижения каких-либо препятствующих условий.

С неизменной о Господе любовью

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy244.htm


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Обращение к Предстоятелям Поместных Православных Церквей

Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Парфению III

2 февраля 1996 года

Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе дорогой Собрат и Сослужитель!

Сердечно приветствую Вашу Святыню с молитвенным пожеланием всеукрепляющей помощи Божией в несении Вашего Предстоятельского служения.

Обратиться к Вашему Блаженству вынуждают весьма печальные обстоятельства, связанные с тревожным положением Православия в Эстонии.

Как известно, в связи с объявлением в 1990 году независимости Эстонской Республики нашим Патриаршим и Священного Синода Русской Православной Церкви Томосом были подтверждены автономные права Эстонской Апостольской Православной Церкви в пределах, предоставленных ей в 1920 году прославленным в лике святых Первосвятителем и Исповедником Русской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном.

К сожалению, эстонское правительство, взяв курс на вытеснение из страны православного русскоязычного населения, продолжает всячески препятствовать регистрации канонической Православной Церкви в Эстонии как правопреемницы Эстонской Апостольской Православной Церкви, действовавшей на основе зарегистрированного независимым эстонским государством Устава от 1935 года, и разными способами напоминает о нелегальном статусе клириков, остающихся верными Матери-Церкви. Так, например, 26 января 1996 года архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий на приеме у премьер-министра Эстонии Тийта Вяхи был встречен им оскорбительным вопросом: "Какую организацию Вы представляете?"

В то же время эстонское правительство требует срочной передачи всего церковного имущества в руки незначительной группы запрещенных в священнослужении клириков, обратившихся с просьбой о принятии в Константинопольскую юрисдикцию. По политическим соображениям, желая всячески ограничить права существующей Церкви, местное правительство поддерживает эту группировку и содействует учреждению Константинопольской юрисдикции на территории Эстонии в ущерб позиции Московского Патриархата.

В данной ситуации, казалось бы, что наша Церковь должна была рассчитывать на полную братскую поддержку с константинопольской стороны ради сохранения единства Православия и незыблемости канонических норм. Однако, ссылаясь на поступающие из Эстонии просьбы и на положение, существовавшее в период с 1923 по 1940 год, Константинопольский Патриарх заявил о своей готовности учредить свою юрисдикцию на территории Эстонии, неправомерно называя эту акцию "воссозданием" Автономной Церкви.

Совершенно очевидно, что в каждой из Поместных Церквей могут быть недовольные клирики, побуждаемые политическими или иными мотивами к переходу в иную юрисдикцию, но, если в ответ на их просьбы Поместная Церковь будет учреждать на канонической территории братской Церкви без взаимного согласия свою юрисдикцию, это приведет к полному хаосу в Православии и к разрушению православного единства и братского взаимодействия Церквей.

Сознавая, что создавшееся опасное положение в Эстонской Православной Церкви имеет угрожающее значение для сохранения православного мира, Московский Патриархат трижды направлял в Константинополь для ведения переговоров своих официальных высоких представителей и единожды принимал в Москве делегацию Константинопольского Патриархата.

В результате последней, проведенной 3 января 1996 года в Стамбуле, встречи делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов стороны не пришли к единому мнению, хотя были согласны в том, что все православные приходы Эстонии независимо от их пребывания в той или иной юрисдикции должны быть зарегистрированы государственной властью и получить право преемства на принадлежащую им собственность. Было принято решение продолжить переговоры в Москве 1-2 февраля 1996 года.

С удивлением и негодованием мы восприняли направленное 4 января 1996 года Константинопольской Патриархией послание "Православным общинам Эстонии", антиканоничное как по своему содержанию, так и по самому факту данного обращения, ибо 20-е правило Трулльского Собора не позволяет "епископу во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити". В послании ясно выражено намерение подчинить константинопольской юрисдикции Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, включая в нее все православные общины на территории Эстонии с отдельной епархией для русскоязычных приходов.

Кроме того, нам стало известно, что в январе 1996 года без согласования с Московским Патриархатом Эстонию посетили клирики Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсуский Амвросий и священник Хейки Хуттунен, представляя сторону Константинопольского Патриархата.

Наше искреннее огорчение и недоумение вызвали различного рода уклонения Константинопольской Патриархии от неоднократных наших приглашений прибыть делегации Константинопольской Церкви в Москву для продолжения переговоров, игнорируя наше личное и членов Священного Синода желание принять участие в этих переговорах. Считая скорейшее продолжение братского диалога по данной проблеме крайне необходимым для обеспечения мира и единства всего Православия, мы с болью воспринимаем уклонение константинопольской стороны от продолжения переговоров и считаем опасным их искусственное затягивание.

Считаем своим долгом перед всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей выразить тревогу в связи с тем, что сложившаяся ситуация достигла критического предела и может спровоцировать необратимые разрушительные процессы. Односторонние шаги со стороны Константинопольского Патриархата по отношению к Православной Церкви в Эстонии являются гибельными для единства Православия и в корне подрывают основные принципы братского межправославного единства, в связи с чем становится вполне реальной угроза срыва всеправославного участия в обсуждениях важнейших тем по подготовке Святого и Великого Собора.

Ваше Блаженство! Мы просим оказать Ваше авторитетное влияние в поддержке нашему братскому призыву к Святейшему Патриарху Варфоломею продолжить начатый диалог и воздержаться от принятия скороспешных и несогласованных с нашей Церковью односторонних мер по эстонскому вопросу.

Мы также просим присоединиться к нашей молитве о том, чтобы Константинопольский Патриарх осознал всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и своими действиями не усугубил страданий многих тысяч угнетенных православных людей.

С неизменной о Господе любовью

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Аналогичные обращения были направлены и другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей. - Прим. ред.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy243.htm


Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из письма Патриарху Константинопольскому Варфоломею I

30 января 1996 года

Имея желание лично встретиться с делегацией Вашей Святейшей Церкви для обсуждения вопросов, касающихся Православия в Эстонии, с большим огорчением и недоумением мы восприняли направленное из канцелярии Священного Синода Константинопольской Церкви по указанию Вашего Святейшества сообщение за № 93 об отказе от нашего приглашения прибыть Вашей делегации в Москву для продолжения наших двусторонних переговоров.

Мы не видим обоснованных причин для отмены принятого 3 января 1996 года на двусторонних переговорах в Фанаре решения о проведении следующей встречи в Москве и считаем скорейшее продолжение братского диалога по данной проблеме крайне необходимым для обеспечения мира и единства всего Православия, поэтому с болью воспринимаем уклонения с Вашей стороны от продолжения переговоров и считаем опасным их искусственное затягивание.

Братски призываем Ваше возлюбленное Святейшество воздержаться от принятия скороспешных и несогласованных с нашей Церковью односторонних мер по эстонскому вопросу, могущих нанести непоправимый ущерб единству Православия.

С неизменной о Господе любовью

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy242.htm