Участникам IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей, 23 мая 2001 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Участникам IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей

Москва, 23 мая 2001 года

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, врачей России, как участников IV Пироговского съезда, так и всех отечественных медиков, которым близки проблемы духовного и физического здоровья нации. Отрадно, что вы, представители славной школы российской медицинской науки, как продолжатели подлинно гуманистической традиции врачевания, вдохновляетесь и сегодня подвигом великих предшественников, среди славных имен которых одним из первых стоит имя Николая Ивановича Пирогова.

Православие знает особый тип святости — святые целители, бессребреники и чудотворцы, — врачи, воспринявшие свое призвание как христианское служение любви, несущей чудо исцеления, которое не может произойти без подлинной сопричастности страданию ближнего. Врачи — одни из немногих, для кого святость является не только призванием, но и профессиональным долгом, ибо в клятве Гиппократа мы читаем: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство».

Сегодня не только как компетентные специалисты, но и как граждане России вы возвышаете свой голос перед лицом надвигающейся национальной катастрофы - безудержным распространением алкоголизма и наркомании, и хочется вспомнить слова Священного Писания: если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40).

Причины этих недугов, разрушающих душу и тело, саму личность человека, не исчерпываются психосоматическими аспектами его бытия, но находятся в сфере духа.

Больно само общество, и наркомания — один из симптомов этой болезни, страшная расплата за идеологию потребления, за утрату духовно-нравственных ценностей, за превратно понимаемую свободу. Не только социальная нестабильность ведет к бегству наших современников, прежде всего молодежи, в царство наркотических иллюзий от реальности богозданного мира. Часто это бегство от одной иллюзии, одних идолов к другим, ибо ощущение подлинной реальности открыто лишь человеку, живущему в благодати.

Переживание полноты бытия, преизбытка жизни невозможно без Христа Спасителя, который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), поэтому именно сознательное вовлечение страждущих в евхаристическую, общинную жизнь Церкви, которая есть Его Тело, делает реабилитацию и профилактику алкоголизма и наркомании особенно эффективной, сообщая всем медико-социальным мерам подлинно духовную завершенность. Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию - болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой.

Освободить человека от химической зависимости, оставив его рабом иных грехов и страстей или сделав рабом еще худшей «идеологической» зависимости, как поступают сектанты, предлагая свои методы, — это не решение проблемы, задача в том, чтобы сделать человека свободным в познании истины. Подлинная свобода есть не что иное, как дарованная благодатью возможность творчески реализовать себя как личность, осуществить в себе образ и подобие Божие, а отнюдь не вседозволенность, не свобода комфортно выбрать зло. С этой точки зрения Церковь приветствует адекватные меры, предпринимаемые институтами власти с целью ограничения и обуздания этого зла, подчеркивая, однако, их неизбежную недостаточность.

Целостный, системный подход к устранению недугов алкоголизма и наркомании на всех этапах: профилактики, лечения, реабилитации -должен основываться на междисциплинарной рефлексии, и здесь усилия медиков и пастырей призваны восполнять друг друга. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» - программный документ, посвященный отражению отношения Церкви к современным общественно значимым проблемам, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, ясно свидетельствует о серьезной пастырской озабоченности Церкви проблемами здоровья нации и проблемами биомедицины. Этим темам посвящено два раздела из шестнадцати, что само по себе говорит о многом. Выражаю надежду на то, что не только в ходе работы съезда, но и в своей каждодневной практике врачи России ощутят потребность обращаться к этому документу в поисках христианского свидетельства, особенно сейчас, когда с позиции либерального стандарта ревизии подвергаются даже фундаментальные этические принципы медицины.

Конструктивный диалог между Церковью и здравоохранением позволяет говорить о реальном творческом соработничестве, которое надлежит развивать в партнерстве со всеми здоровыми силами общества. Только так наши усилия увенчаются плодами, в первую очередь плодами покаяния, ибо без глубокой внутренней перемены, без обретения подлинных, но некогда утраченных ценностей выздоровление личности и народа невозможно. Закончить свое обращение мне хотелось бы, объединив напутствие одного из подвижников медицины с предостережением одного из подвижников Церкви - спешите делать добро, ибо сейчас уже позже, чем мы думаем.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 525.

Связанные материалы