Годичный акт Свято-Тихоновского Богословского института 1998 года

Приветствие Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту в связи с торжественным годичным актом

18 ноября 1998 года.

Ваше Преосвященство, Выше Высокопреподобие! Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты!

Сердечно поздравляю всех вас с праздником вашего Института и с проведением торжественного годичного акта!

Выражаю сердечную благодарность ректору Института профессору протоиерею Владимиру Воробьеву и профессорско-преподавательской корпорации за ту большую и нелегкую работу, которая ведется Институтом на поприще православного церковного образования. Ваши успехи являются верным залогом большого будущего предназначения Свято-Тихоновского Богословского института как нового очага духовного просвещения и отечественной богословской науки, излучающего свет Божественных знаний во все пределы нашего православного Отечества.

Слова глубокой благодарности хочу обратить к высокочтимому ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему за помощь и понимание задач, которые ставит перед собой Свято-Тихоновский Богословский институт, и постоянную поддержку, которой пользуется Институт со стороны ректора МГУ и его профессорско-преподавательской корпорации.

Каждый год в жизни вашего Института - это новый шаг, поднимающий на новую ступень процесс его формирования и становления, это новое свидетельство его жизнеспособности и общецерковной значимости. Учреждение Православного Богословского института в Москве стало ответом на требование нашего времени, столь ярко ознаменованного грандиозностью совершившихся исторических перемен.

Искусственно воздвигнутое семидесятилетнее противостояние государства и Церкви закончилось крушением богоборческой идеологии, и человек, приученный ни во что не верить, ничего не исповедовать и ни за что не чувствовать внутренней нравственной ответственности, оказался не в состоянии преодолеть стихию распада великой державы, территориально, культурно и экономически формировавшейся на протяжении целого тысячелетия.

Видя причину переживаемых нами невзгод и нестроений в отступлении нашего народа от Бога, в попрании святынь, в отвержении священных заветов веры, вне которой выросло не одно поколение людей, Святая Церковь во исполнение богозаповеданной и спасительной миссии благовестия и служения утверждает в качестве основания чаемого всеобщего благополучия религиозное и духовно-нравственное возрождение нашего народа, нашего общества.

Родившаяся в среде московского духовенства идея создания Православного Богословского института представляет собой явление исторически оправданное и глубоко закономерное, продиктованное потребностями живой веры народа, очнувшегося от тяжкого и мрачного сна безрелигиозности и ощутившего голод духовный, алчбу хлеба жизни и жажду воды, текущей в жизнь Вечную.

Знаменательно, что учрежденный в наше смутное время Православный Богословский институт воспринял имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который в суровые годы послереволюционной смуты проходил свой скорбный и славный первосвятительский путь. Святитель Тихон стоял у начала той мрачной эпохи, с неправдой которой не могла примириться его пастырская совесть, бесславный конец которой он пророчески предсказал. Он был первым, кто открыто и смело осудил расстрел Государя Императора в Екатеринбурге и призвал Церковь быть верной в следовании Христу.

В нынешнем году исполнилось 110 лет со дня окончания святителем Тихоном Санкт-Петербургской Духовной академии. "В год великого торжества - 900-летия Крещения Руси - корпорация и студенты Санкт-Петербургской Духовной академии не могли еще знать, что одному из выпускников этого года через 30 лет суждено быть Святейшим Патриархом Московским и всея России" (Склярова Марина. Сосуд избранный. СПб., 1994).

По своему положению и уровню преподавания, по своему научному потенциалу и ученым заслугам Санкт-Петербургская Духовная академия была, без сомнения, первой высшей богословской школой не только в России, но и во всем православном мире. Учителями святителя Тихона были такие светила церковной науки, как экстраординарные профессора С. А. Солляртинский, И. А. Пономарев, В. Г. Рождественский, Н. В. Покровский, М. Н. Скабалланович, ординарные профессора А. Л. Катанский, Ф. Г. Елеонский, Н. И. Барсов, доценты А. П. Лопухин, И. Г. Троицкий, преподаватель В. И. Ламанский.

Будущий святитель вышел из Академии, обогатившись всеми сокровищами веры и разума, умозрения и благочестия. Его универсализм заключал в себе ту полноту и целостность восприятия богатства Предания, обладание которыми позволило ему в годы революционной бури безошибочно провести корабль Церкви к берегам Божественной вечности.

Здесь, в Богословском институте, носящем имя святителя Тихона, перед вами, будущими педагогами и церковными служителями, регентами и иконописцами, пастырями и богословами, предначертан высокий духовный и нравственный идеал, восхищающий, вдохновляющий и окрыляющий пример непорочного и ревностного служения Церкви Божией великого в своем смирении святителя Тихона. Знакомясь с глубокой и яркой, скромной и обаятельной личностью святителя Тихона, взирая на подвиг его пастырского служения, каждый из вас должен стремиться подражать его христоподражательным нравам: глубине смирения, благородству великодушия, простоте снисхождения, искренности сострадания, богатству благодеяния, мудрости рассуждения, высоте умозрения, величию веры, верности, стойкости, доблести.

В этой устремленности к совершенству деяний и умозрения вы сможете в полной мере ощутить себя чадами Церкви Христовой, той Церкви, которая в подлинном смысле является школой веры и благочестия, школой премудрости и разума, школой духовного возрастания и преображенного творчества.

Помните о высоком достоинстве вашего призвания, об исключительной ценности избранного вами пути. Ибо спасение каждой отдельной личности и всего верующего народа в целом Господь осуществляет через Свою Церковь, а будущие служители Церкви - это вы. В вашем предстоящем служении не презирайте, по слову Евангелия, никого из малых сих (Мф. 18, 10). Каждый человек в своей жизни призван искать Царство Божие и правду его, и только на этом пути исканий и обретений он способен преодолевать и препобеждать все мрачные и тяжелые противоречия быта.

Каждый человек ценен в очах Божиих. Неизмеримо глубока, таинственна мера человеческой ответственности за исполнение дела Божия на земле. И каждый из вас, переступая порог Богословского института, несомненно, помнил об этой безмерной ответственности, но избрал путь служения Церкви Божией, как высочайший и превосходнейший путь, потому что слышал в своей душе таинственный голос Призывающего: не бойся, отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10). Благовестие и катехизация, богослужение и душепопечение, богословское творчество и церковное искусство - все призвано содействовать достижению единой, великой и спасительной цели - введению наших современников и соотечественников в ограду Святой Православной Церкви.

Молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, да ниспошлет вам Господь духа премудрости и разума, чтобы просвещать людей, во тьме и сени смертной сидящих, духа совета и крепости, чтобы всюду утверждать Святое Православие, духа веры и благочестия, чтобы пасти народ Божий учением и житием.

В этот высокоторжественный праздничный день призываю на всех вас, возлюбленные о Господе начальствующие, учащие и учащиеся Свято-Тихоновского Богословского института, и на предстоящие дальнейшие труды ваши благословение Божие.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy669.htm

Связанные материалы