Слово в Российской академии образования (1993 г.)

Слово Патриарха Алексия II в Российской академии образования

20 марта 1993 года

Благодарю вас, уважаемые члены академии, за оказанную мне, а в моем лице и всей Русской Православной Церкви, честь быть избранным действительным членом Российской академии образования.

Образование - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека - означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Во многих он замутнен и затемнен грехами, но до конца не уничтожен, поэтому задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставраторов икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика.

Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает проповедью и Божией благодатью, вероучительными беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников. Один из замечательных православных педагогов и священников XX века отец Александр Ельчанинов говорил: "Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа". Вот эта постановка души, научение жизни в Боге и жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь. Конечно, это преображение не происходит автоматически, благодать не насилует никого. Ведь даже в самой хорошей лечебнице, у самых хороших врачей человек может погибнуть, если приближающегося к нему врача он каждый раз будет бить по рукам и отказываться принимать его помощь и советы. Бог дает нам все надлежащие духовные дары, но исцеляться мы ими можем лишь по мере нашей решимости их принять. Поэтому каждому человеку предстоит непростой, отнюдь не одномоментный путь духовного восхождения, на котором неизбежны искушения и падения. Но тысячелетний духовный опыт Церкви предупреждает: нет той глубины падения, из которой уже нельзя было бы воззвать к Богу, нельзя было бы восстать.

Именно в этом понимании сложности духовного пути состоит одно из важнейших различий между Православием и учениями различных сектантов. Они полагают, что можно в одно мгновение на стадионе придти к вере, и что вся дальнейшая духовная жизнь христианина по сути сводится лишь к принуждению других людей к принятию веры. Православная же проповедь говорит о том, что происходит с уже уверовавшим человеком, говорит о том, как тяжело, как неавтоматично дается каждый следующий шаг духовного совершенствования. И потому в нынешних стадионных и телевизионных шоу мы видим опасность профанации, опасность примитивизации тайны веры и тайны человека.

Столь знакомое нам слово "школа" также связано в своих смысловых истоках с Церковью. Русское слово восходит к латинскому "лестница", и человек, знающий древнюю христианскую культуру, конечно понимает, что речь идет прежде всего о лестнице духовного восхождения, которую описал преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге под названием "Лествица". В ней раскрыты тридцать ступеней восхождения, и последняя - вершинная - названа любовью. Сегодня я и другие церковные проповедники часто говорим о том, что именно из сердца человека исходит добро и зло, что нельзя исправить общество, не пробудив к духовному труду человека. Но при этом нам слишком часто приходится сегодня вспоминать и о другой истине: человек все же зависим от общества. Не обманывайтесь,- предупреждает апостол Павел,- худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Сегодня в России благообразный лик человека помрачен не только личными грехами каждого из нас: 70 лет сам общественный климат слишком сурово, неотвязно искажал человеческие помыслы и идеалы, и сегодня люди судорожно пытаются дышать в той атмосфере духовного вакуума, в которой мы в конце концов оказались. Тем дороже нам каждое чистое слово - слово, приподнимающее человека над повседневностью, устремляющее его ввысь, не дающее окончательно пасть. И в связи с этим факт моего приглашения в вашу академию является еще одним признанием особой значимости того слова о Боге, которое несет людям Православная Церковь.

Сегодня легко и радостно быть религиозным педагогом в России, радостно, потому что видишь, как светлеют, разглаживаются лица людей в ходе беседы, легко, потому что люди сами приходят услышать слово Евангелия без принуждения и страха. Но есть еще и боль, она связана с пониманием того, что мир, в который выйдут дети или молодые люди после встречи со священником или педагогом,- это мир, увы, все еще откровенно враждебной духовности. Пропаганда насилия и порнографии, оккультизма и сектантства, нетерпимости и поклонения деньгам,- вот формы борьбы с богообразным достоинством человека, пришедшие на смену государственному атеизму. И, увы, голос Церкви, протестующей против этого насилия над душами людей, одинок в сегодняшней России. Прошу вас, дорогие коллеги, как педагогов, как людей, имеющих опыт общения с детьми и молодыми людьми, сказать свое слово в защиту человеческого достоинства, в защиту чистоты.

Даже в стенах школы ребенок не огражден сегодня от незаметного, но потому, может быть, и наиболее опасного духовного насилия. Я помню, еще осенью 1990 года Верховный совет Советского Союза, принимая Закон о свободе совести, вынес постановление, предусматривающее пересмотр учебных программ на предмет устранения из них антирелигиозной пропаганды. До сих пор это, к сожалению, не сделано, и лишь от доброй воли педагога зависит, будет ли он в соответствии с прежними программами уверять детей в несовместимости науки и религии, будет ли по-прежнему клеветать на дореволюционную Россию, представляя ее забитой и отсталой страной, или же найдет иную интонацию разговора о духовных корнях и ценностях нашей истории и культуры.

Духовная и светская культура, по моему убеждению, больше не должны жить во вражде или порознь. При сохранении независимости, своеобразия каждой из них необходимо более искать повода к сотрудничеству, нежели к конфронтации. Церковь со своей стороны делает такие шаги через создание Богословского института и Православного университета, уже тесно сотрудничающих с Московским государственным университетом и Академией наук, с другими кругами светской научной и культурной элиты. С радостью мы встречаем и предложения светских образовательных структур о совместной работе с Церковью. Почти повсеместно, после семидесятилетнего перерыва, при каждом приходе создаются церковные воскресные школы. Посещая разные регионы России и ближнего зарубежья, я стараюсь всегда встретиться с детьми, которые занимаются в этих воскресных школах. И должен признаться, что лица этих детей, их глаза свидетельствуют о том, что мы не потеряем это поколение. С большим желанием дети трудятся в воскресной школе, впитывают в себя основы духовности и нравственности. Сегодня повсеместно создаются также православные гимназии, лицеи, и духовное образование достигает самых различных уголков нашей страны.

Можно по-разному думать о Боге, но мы все согласны в одном: человек достоин заботы. В этой заботе о созидании человека, о защите подлинно человеческого в человеке да будем мы все едины.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy448.htm

Связанные материалы