Выпускной акт Московских Духовных школ 1992 года

Из слова Патриарха Алексия II на выпускном акте Московских Духовных школ

15 июня 1992 года

Глубоко знаменательным представляется то обстоятельство, что выпуск в "Академии у Троицы", так часто совершаемый по традиции 14 июня - день, памятный в летописи возрожденных Московских Духовных школ, совпал в этом году с престольным праздником обители Сергиевой, готовящейся торжественно отметить 600-летие со дня преставления ее Преподобного основателя.

День Святой Живоначальной Троицы и празднование Сошествия Святого Духа на святых учеников и апостолов должны радовать вас, учеников и наследников Преподобного Сергия, своим высоким и благодатным смыслом, ибо в личной биографии каждого из вас совершилась или должна совершиться своя Пятидесятница - таинственное и целожизненное посвящение иерархическому служению Святой Церкви.

В глубоком благоговении обращая взор к воспоминаемым ныне событиям священной истории и видя в этих событиях начало исторического распространения христианства, вы, будущие пастыри и служители Святой Церкви, должны дать себе ясный отчет в том, как соотносятся ваша личная вера и ваше призвание с миссией служения Церкви в ее глобальном, всемирно-историческом предназначении. От степени осознания вашей причастности к историческим судьбам Церкви зависит ваша способность нести миру благую весть.

Несмотря на текущее и изменчивое время, природа Церкви остается такой же неизменной, какой она была в первый день ее исторического бытия. Церковь вносит идеальное Божественное начало в жизнь мира, освящая и обновляя его от самых величайших вершин до самых скромных, но все-таки ценных периферийных реальностей бытия. Миссию освящения всего мирового строя жизни Церковь выполняет с того момента, когда небольшая горница с находившимися в ней апостолами озарилась огнями Сошедшего Святого Духа. Бытие Церкви определило в жизни мира радикальный духовно-нравственный перелом: древнее время прошло и наступило новое время с Новым Заветом Бога и с новым человеком в Боге. Кто во Христе, тот новая тварь. На закате Древнего мира христиане называли себя новым народом в отличие от язычников, которые оставались "ветхими" людьми. Но и теперь, на исходе второго тысячелетия новой, христианской эры, когда за порогом истории остался Древний мир, средневековье и Новое время, христианство остается современным и новым. Христианская вера в Того, Кто говорит: се, творю все новое (Откр. 21, 5), совершается под знаком вечности, хотя и утверждается на историчности Церкви и времени.

Наше время убеждает в том, что в жизни мира происходит нечто фундаментальное, небывалое и значимое. Мы живем на рубеже грандиозных исторических эпох, но этот рубеж нами неосязаем, так как мы слишком близки к нему и почти не в состоянии заметить его. Однако есть важные основания, чтобы определить признаки угасания нашей стареющей эпохи и возникновения чего-то принципиально нового. Во-первых, наше время открыло ограниченность и исчерпаемость природных ресурсов и вместе с тем необратимость процессов, вызванных человеческой деятельностью в мире, что очень остро поставило вопрос о физическом выживании человечества. Во-вторых, наметилась и ясно обозначилась тенденция к качественному изменению технического прогресса, что ставит человека как личность в условия новой, еще небывалой ситуации. В-третьих, в мире наступило крушение иллюзий социального утопизма, образовавшее огромную духовную пустоту, стремительно и жадно поглощающую теперь суррогаты духовности.

Все эти признаки заключают в себе указание на завершение той эпохи, итогом которой мы привыкли считать наше время, и несут в себе черты нового времени, которые Церковь должна рассмотреть и распознать.

Предпочтительное внимание во всех этих вопросах следует уделить тому, что едино на потребу, то есть вопросу православного духовного возрождения окружающего нас мира, погрузившегося в пустоту разочарования и отчужденности. Утопические иллюзии недавнего прошлого не вдохновляют больше людей и не привлекают их интересы и эмоциональные силы. Хотя мечта о защищенности от нужды частично и исполнилась в советском государстве, но с ее проведением в жизнь не пришло ожидаемое царство свободы и изобилия. То, к чему стремились так долго, ценой небывалых жертв было достигнуто, но оказалось не таким, каким представлялось вначале. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Крушение утопизма приводит либо к отчаянию и нигилизму, либо к ложному религиозному мистицизму. В духовном отношении обе крайности представляют большую опасность: или человек остается неспособен воспринять веру, или он попадает в стихию бесплодных и гибельных нецерковных религиозных течений. В наше время повторяется схема позднего периода Древнего мира, знакомая нам из истории раннего христианства: когда отмирала языческая мифология, ее место занимали докетизм и гностицизм. Сегодня, однако, не гностицизм в своем традиционном одеянии, а более зловещие гости стоят в дверях новой эпохи - это чуждые и омерзительные культы, сектантство и откровенный демонический оккультизм, которые, пользуясь неслыханной свободой, разливаются широкой волной, заполняя сознание и воображение наших соотечественников и современников.

Подобает облечься во всеоружие Божие, ибо каждому из вас надлежит на своем месте оберегать вверенное вам словесное стадо от врагов Божественной истины. С твердой верой и с молитвой, творимой в уме и в сердце, надлежит вам вступить на путь пастырского служения, пролегающий среди широкого поля народной жизни, заброшенного и невозделанного трудами церковного благовестия и учительства. В пустыне бездуховности и неверия произросли терния пороков и заблуждений, которые вам нужно искоренить и подготовить добрую почву для вечных глаголов жизни. Пустыня - это бесплодная душа, в которой должен зазвучать ваш голос, зовущий к вере и покаянию, к новой жизни во Христе и к принятию плодов благодати и освящения в Духе Святом.

Последняя заповедь Христа Спасителя - нести миру благую весть и учить народ всему, что проповедано Им в Евангелии - должна отныне стать главной задачей всей вашей пастырской деятельности. Соотнесенность вашего призвания с действием всеблагого Божественного Промысла получает свою исключительную значимость именно в наше время, когда после долгих десятилетий вынужденного молчания Русская Православная Церковь получила законное право для выражения в полный голос своего богословского исповедания. Окружающий нас мир надо воспринимать как область еще не оглашенного учением Церкви и еще не преображенного сверхъестественной Божественной благодатью богозданного бытия. В мире всегда есть тайна, тот немой вопрос, который тяготеет над умами людей и не дает покоя из-за отсутствия ответа. Ответ на вопрос, обращенный к Церкви, предстоит теперь дать вам, новым пастырям Церкви. Ваши размышления о смысле и ценности жизни, о вечном предназначении человека оставались бы невызревшими плодами, если бы присущие вам мировоззренческие ориентиры формировались вне света богопознания, который в течение нескольких лет изливала на вас духовная школа.

Высшим даром, который вы удостоились получить, является дар благодати священства, вызывающий внутренний трепет перед той сокровенной славой, которую он заключает в себе. Дар священства не терпит никакого забвения и даже малейшего небрежения. Наоборот, он требует сознательного и благоговейного отношения. Святой апостол Павел напоминает своему ученику Тимофею о даре священства и как бы по аналогии с огнем благодати Пятидесятницы употребляет глагол "ана-зопирии", который переведен русским словом "возгревать", но буквально означает "вновь зажигать", "возвращать к жизни", "поддерживать огонь", помешивая угли и не давая им подернуться пеплом и угаснуть.

Всемерно поддерживая ниспосланный вам Божественный дар священства, вы сможете попалить огнем благодати терния пороков и заблуждений, рассеять мрак неверия и холод сомнений, осветить и указать людям путь, ведущий к спасению. Воспринимая всякую Божию милость как дар, сходящий свыше от Отца светов, вы никогда не станете обвинять человека, когда он говорит: "Я не в состоянии в это поверить". Хотя факт религиозной веры находится вне всякого сомнения, переход от неверия к вере не подлежит никакому наблюдению и объяснению. Это тайна, совершающаяся в глубине человеческой личности под воздействием Божественной благодати и часто самому человеку неведомая и недоступная.

Природа веры является неизменной и вечной, как и природа Церкви, которая, будучи всегда современной миру, обращает к нему свой вечно молодой лик, как это изображено в профетическом вдохновении в видениях "Пастыря" Ерма еще в первой половине второго века. В литургическом языке Церкви каждое событие евангельской истории поставлено в связь с настоящим временем, присутствует в нем и переживается религиозным сознанием как событие, совершающееся сегодня, "днесь". Поэтому и возвещаемая Церковью благая весть остается сегодня такой же новой, какой она была и в век апостольский. Поэтому и определение Церкви в Никео-Цареградском Символе веры как Церкви Апостольской указывает, помимо своего прямого исторического смысла, на непрекращающееся апостольское служение Церкви в мире.

Русская Православная Церковь почитает в лике святых целый сонм святителей и преподобных отцов, понесших апостольские труды и осуществлявших миссию благовестия как в нашем Отечестве, так и за его географическими пределами. В достопамятный год торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси Бог, "Который хочет всем человекам спастись и прийти в познание истины", даровал нашей Церкви благодатную возможность нести благую весть всему богоспасаемому народу Отечества нашего, всем людям, находящимся во мраке неверия и забвения. Новая ситуация предъявляет к вам, выпускникам духовных школ, новые пастырские обязательства и требования. Вы должны идти повсюду, возвещая благую весть в градах и весях, в средних школах и вузах, в войсках и на флоте, в больницах и местах лишения свободы. К этому обязывают вас ваш пастырский долг, ваша христианская совесть, ваше православное церковное сознание. В исполнении служения благовестия получает свое историческое оправдание и высший религиозный смысл последняя заповедь Христа, повелевшего Своим ученикам проповедовать Евангелие всему миру и обещавшего им послать Святого Духа Утешителя, благодатью Которого Святая Церковь просвещает, освящает и духовно обновляет весь мир.

Часто мы говорим о трудностях, которые нам приходится переживать сегодня. Многие воспитанники Московских Духовных школ, которых мы выпускаем сегодня на пастырское служение, направятся в суверенные государства - независимые государства, которые образовались за последний год. Вы встретитесь с разными законами, но во всех государствах свобода совести гарантирована и религиозная деятельность должна быть обеспечена в полной мере. Вы встретитесь с трудностями противостояния. Сегодня мы сталкиваемся с межнациональными конфликтами, сепаратизмом, который проявляется во многих и многих регионах бывшего Советского Союза. Но вы, получившие воспитание в Московских Духовных школах, должны беречь и сохранять православное единство. Есть силы, которые сегодня пытаются нарушить православное единство, ибо им легче будет противостоять Церкви, если она не сохранит своего единства. Ваш долг - сохранять единство Святого Православия, единство церковное.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy436.htm

Связанные материалы