Приветствие участникам богословской конференции «Учение Церкви о человеке», 5 ноября 2001 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Приветствие участникам богословской конференции «Учение Церкви о человеке»

5 ноября 2001 года

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, участников очередной богословской конференции Русской Православной Церкви.

В последнее время, начиная с празднования великого юбилея - двухтысячелетия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в нашей Церкви была возрождена традиция проведения общецерковных богословских форумов с целью обсуждения актуальных проблем современного церковного свидетельства и служения.

Значение таких встреч сегодня трудно переоценить. Русская Православная Церковь с помощью Божией вот уже более десятилетия успешно возрождает церковную жизнь в новых условиях. То, что удалось сделать за это время, многими справедливо оценивается как чудо: многократно увеличилось число приходов, созданы новые епархии, восстанавливаются порушенные храмы, воссоздаются монастыри, обустраивается церковная жизнь. Но самое главное — то, что Церковь за последнее время обрела множество новых чад. Их воцерковление, приобщение к традициям и устоям Церкви, научение основам веры и церковного благочестия стало одной из ключевых задач ушедшего десятилетия.

Свобода свидетельства и служения дала Церкви возможность вести открытый диалог с обществом, властью, представителями науки и культуры. Но такая возможность подразумевает огромную ответственность. Именно поэтому столь значимым оказывается сегодня дело возрождения и развития церковной науки и богословского образования.

Русская богословская школа имеет богатую традицию. Отрадно видеть, что сегодня переизданы труды выдающихся православных богословов прошлого, работавших как в России до революции, так и позднее - во время вынужденного изгнания. Это наследие необходимо не только осваивать, но и приумножать.

Многое в этом направлении уже сделано. Появились новые переводы святоотеческих творений, оригинальные богословские исследования, учебные пособия. Плодотворно работает Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

Важно добиться координации всех подобных усилий. Церковь соборна по своей природе, и ее богословие всегда творилось именно соборным разумом. Поэтому общецерковные конференции, подобные той, которую мы открываем сегодня, имеют особое значение.

Тема настоящей конференции - «Учение Церкви о человеке» - выбрана не случайно.

Недавно мы переступили порог нового века. Его тревожное начало ясно показывает нам, что то, что произошло с человеком в веке минувшем, требует углубленного осмысления. Мировые войны, репрессивные тоталитарные режимы, невиданные по размаху гонения на христиан, изменение традиционного уклада жизни, дегуманизация, вызванная стремительным развитием новых технологий, — вот далеко не полный перечень событий и процессов, оказавших сильное, подчас разрушительное влияние на человека, на его мировоззрение и нравственные убеждения. Некоторые мыслители говорили о том, что в XX столетии произошла «антропологическая катастрофа». Человек был поставлен перед необходимостью заново определять основания своего бытия в мире, меняющемся на глазах.

Одной из особенностей настоящего момента мировой истории является обострение конфликта между религиозным и нерелигиозным сознанием. Идеология секулярного гуманизма, которая вдохновляла многие современные общества на протяжении последних столетий, сегодня переживает кризис. Выдвинув на первый план человека, опирающегося на свои собственные силы и способности, она не смогла защитить его, предотвратить глобальные и локальные конфликты, обеспечить мирное сосуществование людей, принадлежащих к различным культурам и исповедующих разные религии.

Вот уже две тысячи лет Церковь Христова несет миру свидетельство о Триедином Боге, о Христе, о принесенном Им Спасении, о созданной Им Церкви. Но Церковь несет миру и истину о человеке, о том его образе, который открывается в свете евангельского благовестия и догматов православной веры. В отличие от светской антропологии, которая отрывает человека от источника его бытия - Бога Творца, Церковь рассматривает человека как богообразное существо. Его жизнь не исчерпывается земной, материальной реальностью. Человек веры устремлен ввысь. Размышляя о том, что же делает человека человеком, христианин взирает на Того, Кто соединил в Себе Небо и землю, - на Богочеловека Христа, Который, совершив Свой спасительный подвиг на земле, воссел одесную Бога Отца на Небесах. Господь Иисус Христос явил нам Бога, Которого никто никогда не видел (1 Ин. 4, 12), но в то же время Он явил нам и истинного Человека - который пребывает в единстве с Богом. Поэтому последователи и ученики Христа призваны уподобляться Ему, видя в Нем образец подлинной человечности.

Обличая грех и возникшие вследствие его искажения человеческого естества, Церковь вместе с тем неустанно отстаивала высочайшее достоинство и предназначение человека. Именно Церковь на основании Божественного Откровения ясно провозгласила высочайшую свободу человека, его творческую мощь, равенство всех людей перед * Богом вне зависимости от национальности, пола, социального положения, призвала всех людей к братству и деятельному милосердию. Не светский гуманизм, а христианство явило миру истинное значение и ценность человека.

Но нам следует со смирением признать, что учение Церкви о человеке не всегда внятно и доступно миру. Поэтому сегодня Церковь Христова призвана к убедительному свидетельству, к активному диалогу с обществом. Неся вечные истины, она должна быть готова мужественно отвечать на самые острые вопросы современности.

В ходе конференции вам предстоит обсудить различные аспекты церковного учения о человеке. Хочу обратить особое внимание на важность современного истолкования Священного Предания, в том числе духовного опыта святых подвижников веры, давших живые примеры благодатного соработничества человека и Бога. Именно святые являют миру лик преображенного человека и тем самым удостоверяют истину церковной веры.
Не менее важно, чтобы современные богословы и проповедники, обращаясь к человеку, могли ответить на его вопросы и сомнения, помочь разрешить духовные проблемы, порождаемые жизнью в современном мире. Церковь знает, что в человеке главным является дух, который должен господствовать над его биологическим существом и противостоять греховным соблазнам. Плод же духа, — говорит апостол, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера (Гал. 5, 22).

Многие из актуальных проблем, которые предстоит обсудить участникам конференции, будут иметь самое непосредственное значение для совершенствования пастырской практики Церкви и формулирования ее позиции по таким вопросам, как биоэтика, психология, этика пола, социальное бытие человека. В этом смысле на конференции состоится обсуждение богословских аспектов той проблематики, которой посвящены соответствующие разделы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! От всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов всем вам, участникам богословской конференции Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке», в предстоящих трудах и надеюсь, что их результаты внесут важный вклад в углубление понимания христианской антропологии, совершенствование свидетельства и служения Церкви миру.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3. Ч.2 Стр. 357.

Связанные материалы