Выступление на Епархиальном собрании (2005 г.) - Продолжение доклада

Проблемы заочного духовного образования

На предыдущих Епархиальных собраниях неоднократно подчеркивалось, что каждый клирик призван быть миссионером, способным отвечать на вопросы людей самого разного круга.

Священнослужитель должен быть готов дать ответ всякому, требующему у вас отчета в <своем>  уповании, с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Для этого он обязан иметь широкий кругозор и глубокое богословское образование.

Для города Москвы был установлен минимум образования клириков — это духовная семинария или Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

В связи с острой потребностью в клириках нами рукополагались в священный сан лица, не имеющие духовного образования, но при условии  дальнейшего заочного обучения. Все, кто таким образом принимал сан или переходил на служение в город Москву из других епархий без диплома об окончании семинарии, принимали обязательство получить богословское образование.

Для облегчения этой задачи при Новоспасском монастыре был образован филиал сектора заочного обучения Московской Духовной Семинарии, который первые годы работал очень эффективно. Многие клирики, сдавая экзамены в Новоспасском монастыре, с успехом закончили Московскую Духовную Семинарию. Но нашлось, к сожалению, достаточно много и таких, которые восприняли данное ими обязательство формально, считая возможным не учиться, а только лишь числиться студентом семинарии. Отношение таких студентов к учебе пассивное, доходящее до полного безразличия. Случается, что за несколько лет учащийся не сдает экзаменов ни за один курс. В отношении таковых уже принимались меры административного воздействия, которые на какое-то время возымели действие. Но, как показала последняя сессия: интенсивность обучения опять снизилась. На экзамены в осеннюю сессию явились не более пятой части студентов. Встает вопрос о целесообразности филиала заочного сектора. Нецелесообразным является приезд представителей профессорско-преподавательской корпорации МДС из Сергиева Посада в Москву для приема экзаменов у трех-пяти студентов.

Если в весеннюю сессию будут такие же показатели, то, видимо, последуют следующие меры:

1. Филиал заочного сектора, скорее всего, прекратит свое существование как завершивший свою миссию. Студенты будут автоматически переведены на обучение в Сергиев Посад. При этом обязательства по учебе сниматься не будут. Те же самые экзамены будут проходить на общих сессиях в семинарии.

2. Расходы на проезд и прием экзаменов преподавателями за текущий учебный год будет переложен на тех студентов, которые не явятся на сессию или не сдадут необходимого минимума предметов без уважительной причины. Минимум предметов, которые студент обязан сдать, рассчитан таким образом, чтобы за один год обучения студент сдал материал за один курс.

3. Владыке-ректору необходимо до Вербного воскресенья подать рапорт о состоянии филиала заочного сектора с поименным перечислением нарушителей. Административных взысканий нарушителям не миновать, и некоторые из них  на период обучения  будут временно переводиться на послушание псаломщиков.

В последнее время среди неуспевающих студентов получило распространение порочное явление чернить преподавателей, обвиняя их в своей неуспеваемости и занижении оценок. При этом они не стесняются даже профессорского звания. Примечательно, что это делают одни и те же учащиеся, имеющие плохую успеваемость по многим предметам, в то время, как другие успешно сдают материал этим же преподавателям. Предупреждаем, что подобные нарекания будут иметь отрицательные последствия для неуспевающих студентов. Им будет устраиваться строгая переэкзаменовка.

Обучение студентов-москвичей будет проходить на общих основаниях, без создания каких бы то ни было  привилегированных условий,  вне зависимости от занимаемой должности. Уже были случаи отчисления неуспевающих, в том числе из четвертого класса, т.е. с последнего этапа обучения.

В епархии града Москвы будут созданы все условия для прекращения служения духовенства, не имеющего необходимого духовного образования. Кому учеба не под силу, пусть сам, не ожидая решения с Нашей стороны, напишет прошение об отчислении из семинарии и поищет себе иное место служения.

Есть также жалобы, что отчисленные или закончившие семинарию студенты-москвичи не торопятся сдавать книги в библиотеку Новоспасского монастыря, столь необходимые для других студентов. К таковым будут применяться меры как дисциплинарного, так и материального воздействия.

О внутренних проблемах организации приходской жизни

Отдельно хотелось бы поговорить о проблеме стяжательства в среде духовенства. Некоторые священнослужители отрыто назначают цены на всякое священнодействие  и даже св. Таинство, что в самом прямом смысле является симонией и подлежит каноническим прещениям, вплоть до лишения священного сана.

В наше нелегкое время, когда значительная часть российского общества живет в весьма стесненных обстоятельствах, священнослужитель, стремящийся к стяжанию материальных благ, нередко делает больше вреда для Церкви, чем глубоко убежденный атеист советского времени.

Вот один из примеров подобного рода: один москвич пригласил священника для причастия своей больной матери. Молодой священник приехал на дорогой иномарке, в роскошном костюме, вел себя надменно, потребовал приготовить ему обед, после чего напомнил о необходимости расплатиться с ним за совершенную требу, посетовав при этом, что бензин стоит очень дорого. Сыну больной матери пришлось отдать все, что он имел.

Конечно, после этого случая человек решил больше никогда не обращаться в Церковь. Однако по усердной просьбе матери ему еще раз пришлось это сделать. На этот раз приехал пожилой священник. Приехал на общественном транспорте, в довольно скромной одежде. Причастил больную, по-доброму воодушевив ее и самого сына. Когда сын попытался материально отблагодарить его, священник ответил, что лучшей благодарностью будет, если он сам придет в храм, помолится за свою мать и, если сочтет нужным, опустит свою жертву в церковную кружку. И, конечно же, сын, вдохновленный этим священником, пришел в Церковь и стал постоянным прихожанином одного из московских храмов. Слава Богу, что на его пути встретился настоящий священник, а не требоисправитель, чуть было навсегда не оттолкнувший его от Церкви.

Да и сегодня за примерами далеко ходить не нужно. Достаточно выйти из этого зала и взглянуть на то множество дорогих иномарок, на которых приехали на это собрание клирики и старосты храмов. Для людей обездоленных это никак не служит  миссионерской проповедью.

Прихожане православных храмов всегда уважительно и жертвенно относятся к священнику и стараются по мере сил поддержать его материально. Пользуясь этим, некоторые, особенно молодые священники допускают злоупотребления, и сами назначают исповедующимся у них людям сумму ежемесячного «взноса» на свое содержание. Когда такая оплата задерживается, то прихожанину на исповеди настойчиво  объясняется, что он ведет себя «не по-христиански».

В большинстве же приходов рядом с аналоем для исповеди ставится тарелка с тем, чтобы каждый человек, прошедший Таинство Исповеди, внес за это свою лепту, положив её на тарелку либо в руки священнику. И это помимо тех многочисленных кружек, которыми бывает увешан весь храм.

Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя.

В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий перед святым Причащением. Оно становится чем-то привычным, обычным, будничным.

На прошлом Епархиальном собрании Мы призывали к тому, чтобы Таинство Елеосвящения не становилось формой систематического приобретения доходов, с привлечением  к этому Таинству не только больных людей, но и здоровых, как бы для профилактики, при этом взимая с них значительную плату.

Теперь наблюдается другая крайность: в некоторых храмах вообще перестали соборовать, и люди, находящиеся в болезни, мечутся из храма в храм с просьбой их пособоровать. И это происходит в то время, когда многие газеты пестрят объявлениями всякого рода целителей, лиц, именующих себя священнослужителями, которые предлагают свои услуги и зазывают к себе людей, отчаявшихся найти помощь в своих проблемах со здоровьем.

Специально для этого в храмах назначается требный или дежурный священник, чтобы всегда было кому совершить Таинство над находящемся в болезни человеком. Священник не в праве отказать или под каким-то предлогом уклониться от исполнения данной просьбы.

За прошедший год продолжались жалобы на отсутствие в храме дежурных священников, уклонение от совершения святых Таинств, молебнов, панихид, отпеваний.  При этом жалоб на отказ в освящении автомашин, особенно иномарок, коттеджей, офисов почему-то не поступает.

Одной из самых вопиющих была жалоба на священника, отказавшего в совершении Таинства исповеди и Причащения, в результате чего человек умер без церковного напутствия. Напоминаю, что при обнаружении подобных случаев священник будет нести строгую епитимию, вплоть до отрешения от священнослужения.

Нередко многие молодые священнослужители не считаются с богослужебными постановлениями священноначалия. Особенно это касается порядка возглашения «Господи, спаси благочестивыя...» перед Трисвятой  песнью  на  Литургии, диалога после Херувимской песни, ектении «Спаси Боже люди Твоя…».  Старшее  и  среднее  поколение священнослужителей это постановление в основном выполняет, а молодое считает его, видимо, к себе не относящимся. Для тех, кто еще не счел нужным познакомиться с этим постановлением Синода, мы просим заглянуть в 12-й номер «Журнала Московской Патриархии» за 1997 год. У кого нет этого номера журнала, тот пусть обратится к своим настоятелям и благочинным, у которых, надеюсь, это постановление хранится. В нем определен порядок возглашения не только при священническом, в том числе и без диакона служении, но и на архиерейском, и даже Патриаршем служении. Таким образом, это постановление является обязательным для всех, в том числе и для Предстоятеля Церкви, который и сам это постановление выполняет.

Учебному комитету при Священном Синоде необходимо проследить, чтобы во всех подведомственных ему семинариях это постановление, равно как и другие богослужебные определения Священного Синода были включены в курсы Литургики.

Говоря о недостатках в богослужебной жизни, должен упомянуть еще о двух негативных явлениях. В некоторых храмах начинают вводить новые службы, читают неизвестно откуда привезенные и неизвестно кем составленные, с богослужебной и богословской точки зрения несостоятельные акафисты, каноны, молитвы.

В некоторых приходах самочинно, без благословения и ведома правящего архиерея вводятся ночные богослужения под двунадесятые праздники. Традиционно у нас ночные службы бывают только на праздники святой Пасхи и Рождества Христова. Ни на Богоявление, ни на Успение Пресвятой Богородицы в московской приходской практике никогда ночных богослужений не было. Приходские храмы — это не монастыри, где богослужебный строй вписан в общий контекст жизни монашеской общины. Тем более, недопустимо, когда на ночные службы принуждают приходить учащихся воскресных школ и их родителей. Это вызывает недовольство и отторжение. Надо считаться с условиями работы и семейного быта прихожан. Ведь после ночных служб многим из них придется идти на работу или на занятия в школу. Другое дело — Пасха и Рождество Христово. Это не рабочие, праздничные дни, когда верующие после ночной службы могут отдохнуть.

Другое несанкционированное церковным Священноначалием явление — это самовольное, по частной инициативе, приобретение святых мощей и привезение для поклонения разных, почитаемых в иных местах или просто «разрекламированных», действительно или якобы «чудотворных» святынь. Нередко это делается не столько из религиозных побуждений, сколько из тщеславия, желания прославиться, «быть не хуже» других монастырей или храмов, в которых есть святые мощи и всенародно почитаемые святыни, а иногда и из иных, не чуждых корыстолюбия, стремлений. Наш верующий народ глубоко почитает святые чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Об этом наглядно свидетельствуют многотысячные очереди людей, приезжавших со всей России, чтобы поклониться, например, частице Честного и Животворящего Креста Господня, мощам Великомученика и Победоносца Георгия, честной главе целителя Пантелеимона, мощам священномученика Киприана и мученицы Иустины.

Это общепризнанные, освидетельствованные Церковью святые мощи. Но надо иметь в виду, что при частной договоренности, без контроля со стороны Патриархии, возможны и подлоги, и прямые провокации со стороны недругов Церкви.  Можно вспомнить средневековую Европу, Ближний Восток и другие страны, которые были наводнены подложными мощами,  фальсифицированными святынями и реликвиями. Церковь имеет ясные критерии, по которым она признает  или не признает останки святыми мощами. Если ясных свидетельств нет, то Церковь воздерживается от окончательных суждений, как это недавно было  в отношении возможных останков расстрелянной императорской семьи. Поэтому не следует частным порядком, без ведома Священноначалия, привозить святыни, тем более неизвестные, не освидетельствованные, не подтвержденные  официальными документами или несомненным церковным авторитетом мощи, а также выставлять их для всенародного поклонения в храмах, иногда используя для оповещения народа средства массовой информации.

Кроме того, при привезении общеправославных Святынь также необходимо предварительное согласование с Нами, чтобы это мероприятие, во-первых, вписывалось в график епархиальных мероприятий, во-вторых, чтобы Мы имели возможность проявить должное внимание и почтение  к привозимой Святыне. Этому должна предшествовать соответствующая подготовка по организации встречи Святыни: выделение VIP-зоны в аэропорту, подготовка транспорта, сопровождение Святыни и встреча её в храме, организация богослужения, совершение молебнов и акафистов, выделение охраны, размещение сопровождающих Святыню гостей и их жизнеобеспечение. Так как все это сопряжено со значительными финансовыми затратами, следует заблаговременно обсудить: кто берет на себя бремя этих затрат.

В этом году случилось так, что из-за отсутствия предварительного согласования в Москву почти одновременно были доставлены две Святыни, к тому же в летнее время, когда много духовенства находилось в отпуске.  Поэтому довольно сложно было организовать совершение молебнов и акафистов одновременно в трех местах: в Иверской часовне и перед двумя привезенными Святынями, не говоря уже о том, что это с трудом вписывалось в график Наших мероприятий. Поэтому следует избегать  подобной самодеятельности в будущем.

В последние годы все большее распространение получают Православные выставки-ярмарки, на которых выставляются и продаются достойные образцы православного народного творчества: святые иконы, пасхальные яйца, богослужебная утварь, облачения, плащаницы, православная литература. В то же время у многих православных верующих людей вызывает удивление то, что все больше пространства выставок начинают занимать предметы, не имеющие прямого отношения к Православию, а иногда даже компрометирующие Православие. Это литература сектантского и раскольничьего характера, всячески поносящая Священноначалие, это службы и акафисты не канонизированным святым, их «жития» и изображения в виде икон. Это и предметы ширпотреба: кухонная и столовая посуда, предметы для сервировки стола (ножи, вилки, ложки), ювелирные украшения, игрушки, винно-водочные изделия, не говоря уже об одежде, постельном и нательном белье.

Для привлечения народа на выставки привозятся какие-то Святыни, перед которыми совершаются священнодействия — молебны, акафисты, елеопомазание, окропление святой водой. Там же продаются дорогие ковчеги со «святыми мощами», не известно кем освидетельствованными, принимаются записки на длительные сроки поминовения, устанавливаются кружки для сбора пожертвований. При таком положении дел видимо скоро там начнется и совершение святых Таинств.

Считаем, что назрело время прекратить подобные бесчинства и создать православный выставочный комитет, который возглавит один из Наших викариев, и куда войдут несколько клириков гор. Москвы и представители православной общественности. Им предстоит контролировать обстановку на этих выставках-ярмарках, — насколько все то, что представляется на них, свидетельствует  и проповедует о Православии. Я имею в виду те выставки, на которые испрашивается Наше Патриаршее благословение.

Как и в прежние годы в Великую субботу Мы посещали приходские храмы. В этом году Мы посетили 9 храмов. Нас порадовало то, что украшенность святых Плащаниц и подготовленность храмов к празднику св. Пасхи были значительно лучше, чем в прошлые годы, хотя не везде. Иногда наблюдается довольно резкий контраст между ухоженностью и чистотой храма и алтарей, что свидетельствует о том, что прихожане храмов проявляют большее усердие и любовь к убранству храмов, чем служители алтаря.

Так в одном из приходов, имеющем два храма, в конце июля месяца было обнаружено, что в нем еще продолжается Пасхальный период — на Престоле лежит св. Плащаница. Видимо о. настоятель, пребывая в пасхальной радости, несколько месяцев не заглядывал в этот храм. А духовенство храма проявляет ко всему полную безучастность.

Во многих храмах обнаруживается отсутствие записей в богослужебных журналах, при том за довольно продолжительное время. В ряде храмов ведутся журналы собственного изготовления, поскольку не удосужились еще приобрести типовой журнал в Издательстве Московской Патриархии.

Известно о том, что у некоторых настоятелей есть претензии к составителям журнала, его редакции. Данные претензии могут быть вполне оправданными, и их следует направить в богослужебную комиссию и Издательский совет, где при переиздании они обязательно будут учтены. Но это никого не избавляет от ведения журнала.

По-прежнему не все храмы заблаговременно представляют в канцелярию Патриархии расписание богослужений. Многие из представленных расписаний не соответствуют действительности, поскольку происходит отмена тех или иных служб, нередко из-за замены или невыхода священнослужителей. В богослужебных журналах это не находит своего отражения равно как и отметок об опоздании к началу богослужений.

Под воскресные и праздничные дни в ряде храмов богослужение совершает один священник, не смотря на Наши указания совершать их соборно.

Некоторые настоятели многопричтовых храмов не несут чреды служения в седмичные дни и появляются в храме только в праздничные дни, демонстрируя тем самым желание перехода в разряд почетных настоятелей. Подобным настоятелям будут  вручаться и соответствующие Наши Указы.

Богослужебный журнал — это летопись храма, ее исторический документ, и полную ответственность за него несет настоятель храма.

При открытии новых храмов и начальном процессе их воссоздания Нас радовал духовный подъем и энтузиазм, проявляемый настоятелями, клириками и членами Приходских советов. Но в последнее время Нас все более печалят сообщения об утрате этого энтузиазма. Священники некоторых храмов появляются на богослужении лишь в воскресные и праздничные дни, а в летнее время нередко пропускают и их.

При приглашении священнослужителей и старост на церковно-общественные мероприятия нередко выясняется, что они в отпуске, хотя по графику отпусков, представленному в Патриархию, их отпуск либо прошел, либо предстоит в будущем. Для чего же подается прошение в Патриархию на отпуск, если оно не соответствует действительности и являет собой запланированный обман. Прошу с большей серьезностью относиться к этому. В случае обнаружения самовольных отпусков они могут быть продлены Нами на неограниченное время.

На прошлых собраниях Мы призывали всех настоятелей к более частому совершению богослужений в храмах города Москвы, особенно Божественной Литургии. Согласно поступающим в Патриархию расписаниям положение не на много изменилось к лучшему. Не во всех многопричтовых храмах ежедневно совершаются богослужения утром и вечером. Не все храмы в течение дня открыты для верующих. За свечным ящиком нередко стоят люди мало воцерковленные, которые не могут дать разумного ответа или совета людям, впервые приходящим в храм.

Часто это люди, пришедшие из торгового мира, которые с раздражением и небрежением относятся к людям, посещающим храм, а это не редко бывают восприемники крещаемого, родители ребенка. И если они на первых шагах в храме увидят пренебрежительное отношение, грубость, — это отталкивает их от Церкви. И поверьте, на многих настолько негативно сказывается такое отношение, что они уже не придут в следующий раз в Церковь, где услышали грубость.

Также по-прежнему в некоторых храмах вниманию верующих предлагается литература далеко не церковного характера, а иногда просто антииерархическая или антицерковная.  Мы уже неоднократно предупреждали настоятелей храмов об ответственности за это, и многим из них придется в ближайшее время за это ответить.

Ревизионной комиссией Епархиального совета были проведены выборочные проверки практически во всех благочиниях г. Москвы. В большинстве  проверенных храмах финансово-хозяйственная деятельность соответствует законодательству: ведется учет денежных средств, остатки кассы соответствуют остаткам по Кассовой книге, вовремя перечисляются НДФЛ и Единый социальный налог, остатки товара на складе соответствует инвентаризационной книге, заработная плата начисляется своевременно. Ревизионные комиссии регулярно снимают тарелочно-кружечный сбор, ежегодно проводят инвентаризацию имущества, о чем в делах проверенных храмов имеются соответствующие акты.

В храмах, где вскрывались нарушения и обнаруживались недостатки, Комиссия проводила разъяснительную работу, после чего через определенный срок проводилась повторная проверка. По результатам проверок можно указать на недостатки чаще всего встречающиеся в проверенных приходах:
•    отсутствие Учетной политики прихода, утвержденной на Приходском собрании;
•    отсутствие кассовой книги;
•    отсутствие Лицевых счетов работников и служащих, которые, кстати, должны храниться 75 лет;
•    отсутствие Личных  карточек работников, в которых должны содержаться все сведения о работниках, трудящихся в приходе;
•    отсутствие Трудовых договоров и Должностных инструкций;
•    отсутствие оборотно-сальдовой ведомости по Плану счетов;
•    отсутствие Журнала  регистрации  приходно-расходных кассовых документов;
•    неверное оформление Трудовых книжек;
•    отсутствие Журнала регистрации Трудовых книжек;
•    ненадлежащий учет материальных ценностей на складе и в «свечном ящике»;
•    отсутствие записей в метрических книгах;
•    реализация через «свечной ящик» предметов не богослужебного характера;
•    отсутствие в «свечном ящике» товаров Художественно-производственного предприятия «Софрино».

При этом, «свечные ящики» храмов, в которых отсутствует софринская продукция, зачастую изобилует товарами не церковного производства. Мы неоднократно  напоминали  о  том,  что  финансовые  средства Церкви должны оставаться внутри ее.

В преддверии Епархиального собрания отцы настоятели и старосты московских храмов посетили производственное предприятие «Софрино» и своими глазами увидели  многообразие выбора всего того, что необходимо для  церковной жизнедеятельности и конечно же в гораздо лучшем исполнении, чем  в кустарных мастерских.

В некоторых приходах до сих пор бухгалтерский учет ведется вручную, по причинам отсутствия компьютерной оргтехники или специализированных бухгалтерских программ, позволяющих сделать работу бухгалтера более эффективной, в то же время, облегчив ее. Часто встречающимся возражением против использования бухгалтерских компьютерных программ является якобы сложность их в работе. Однако, у большинства современных бухгалтеров данные программы не вызывают затруднения, свидетельством чего является  применение этих технологий не только светскими организациями, но и бухгалтерией Московской Патриархии, а также многими московскими приходами. Если бухгалтер не в состоянии освоить работу с компьютером по различным причинам, то, наверное, закономерен вопрос о его профессиональном и должностном соответствии.

Помимо плановых проверок, проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности различных приходов и монастырей по Нашим непосредственным распоряжениям.
Кроме проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, кадровой службой Московской Патриархии проводилась работа по изучению состояния дел по соблюдению трудовых прав работников Русской Православной Церкви в соответствии с 54 главой Трудового Кодекса Российской Федерации об «Особенностях регулирования труда работников религиозных организаций».

С этой целью представитель Патриархии знакомился с постановкой дел по кадровому учету и кадровой документации непосредственно на приходах и подворьях, посещая их последовательно по благочиниям. Данное изучение показало, что не во всех храмах выполняется главное требование Трудового Кодекса — оформление трудовых договоров с наемными работниками. Есть  примеры отсутствия распоряжений о приеме на работу или об изменении должности. Серьезной ошибкой является не оформление ежегодных отпусков работников отдельными распоряжениями. Очень часто в документах никак не отражается согласие настоятеля на прием, должностной перевод или увольнение наемного работника, что нарушает требование Устава нашей Церкви. Во многих храмах отсутствуют установленные законодательством учетные формы, что может вызвать нарекания со стороны  Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования и т. д. Многие приходы в нарушение закона о медицинском страховании не страхуют своих работников, проживающих в Подмосковье. Подобные проверки по выявлению недостатков в соблюдении норм трудового законодательства, а так же ведения бухгалтерского учета будут проводиться и в дальнейшем с целью их недопущения.

В связи с проводимыми проверками выявились также проблемы со  старостами храмов, которые в большинстве своем  являются глубоко верующими людьми, сполна отдающими себя на служение Церкви.

Однако приходится констатировать, что в некоторых приходах, даже тех, которые прежде считались вполне успешными, происходит возвращение к прошлой печальной практике, имевшей место в Церкви в годы лихолетья, когда староста назначался Райисполкомом и был полновластным хозяином в приходе. Настоятели и духовенство были полностью устранены от приходской жизни. Некоторые председатели Приходских советов  и в наши дни пытаются продолжать эту  традицию, забывая о том, что согласно действующему Уставу, Приходской совет не является высшим руководящим органом в приходе, а подотчетен Приходскому собранию и настоятелю, как председателю Приходского собрания.

Как уже было сказано, при проведении проверок Московской Патриархией было выявлено, что в ряде приходов  прием и увольнение работников происходит без согласования с настоятелем. Кроме того, настоятели при этом не допускаются до контроля над приходскими делами. Считаю своевременным напомнить таким горе-администраторам, что работа Приходского совета в соответствии с Уставом прихода должна осуществляться с ведома и под контролем настоятеля. Это касается планов и смет на восстановительные работы,  финансовых операций,  контактов с местными администрациями, и всей приходской жизни.

Некоторые из вышеуказанных старост настолько стали уставать от присутствия в храме, что установили для себя свободный график посещения храма. Не говорю график работы, а именно график посещения, поскольку их работа сведена именно к посещению храма. Они появляются в приходе по народной пословице: «не к обедне, а к обеду», как правило, окружаемые толпой всевозможных помощников и прислуги, в обязанности которых  входит лишь угождение их самолюбию.  После обеда, приняв от своих «подданных» изъявление «верноподданнических чувств» и подписав подготовленные ими бумаги, они отбывают домой, откуда и ведут по телефону руководство приходом.

Наверное, нелишне будет напомнить, что церковный староста должен быть образцом для всех прихожан, поскольку он призван трудиться на поприще  возрождения порушенных святынь. В прошлом церковный староста, как правило, приходил на богослужение первым и уходил последним.

Недостаток редкого или малого участия старост в церковной жизни свойственен тем приходам, где старосты переизбираются на свою должность многократно и уже «заматорели в летах своих». Считаю необходимым обратить внимание отцов благочинных на это явление. В приходах не должно быть застоя, необходима ротация кадров, в них должны вливаться свежие силы. Это касается не только старост, но и других членов Приходских советов, Приходских собраний, работников свечных ящиков и служащих храма. Приход должен постоянно жить полноценной активной жизнью.

Необходимо также, чтобы все обсуждаемые на Епархиальных собраниях вопросы доводились до сведения не только всех членов Приходских собраний, но и тружеников прихода. Не в меньшей степени это касается Патриарших подворий, где нет Приходских собраний.

Как Нам известно, многие настоятели не только не делают этого, но и сами через месяц забывают о тех проблемах, которые обсуждаются на Наших Епархиальных собраниях.

Думаю каждому священнослужителю и старостам храмов будет полезно в преддверии таких собраний освежать в памяти все то, что говорилось в предыдущие годы, перечитав Наши прежние Обращения, которые для этой цели и выпускаются. Тогда и участие в собрании будет более активным, и духовенство и члены приходских советов реально, а не в «мечтательных видениях» будут осознавать назревшие проблемы церковной жизни.

По важным событиям, касающимся организационных вопросов  церковных торжеств, а также при необходимости оформления требуемой законодательством документации на землевладения или имущество приходов, и ряду других вопросов, по Нашему распоряжению в приходы направляются циркулярные письма с указанием даты исполнения.

С некоторых приходов (как правило, одних и тех же) ответ приходит с опозданием на месяц или более, а с некоторых не приходит вообще. Объяснения одни и те же: что письмо было получено старостой, шофером, экономом и вовремя не было передано настоятелю. Если работники храма столь безответственно относятся к срочным циркулярным письмам, исходящим из Патриархии, настоятелям следует самим получать эти письма и нести полную ответственность за их своевременным исполнением.

Связанные материалы