Выступление на Епархиальном собрании (2005 г.) - Начало основной части доклада


«Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии; и да даст вам жребий и часть среди Своих святых» (свт. Поликарп, епископ Смирнский. Послание к Филлипийцам, гл. 12).


Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении и настоятельницы, дорогие братья и сестры!

Подходит к концу еще один год благости Божией, дарованной каждому из нас и всей полноте нашей святой Церкви в мимошедшее лето. Стоя на последней ступени уходящего года, мы мысленно подводим итоги нашей деятельности, возвращаемся ко многим событиям и деяниям нашего церковного служения и с полной ответственностью осознаем, что настало время духовной жатвы и нравственной оценки всего, что было сделано в истекшем году. Мы искренно сыновне благодарим Господа за все ниспосланное нам свыше: за радости и скорби, за успехи и испытания. «Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко… Тебе яко Господа Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем и величаем и припадающе паки благодарим…» (молебное пение о всяком благодеянии Божием).

Вместе с тем мы также чистосердечно и глубоко сознаем свое всегдашнее недостоинство и греховность, и с Премудрым Соломоном в покаянном чувстве свидетельствуем: «Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходим по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали» (Прем. Соломона, 5, 6-7).

В этом двойственном сознании и чувстве мы сегодня должны внимательно прислушаться к словам проповеди великого Пророка и Предтечи Господня св. Иоанна Крестителя, сказанным на Иордане. И вот «лопата (которой веют хлеб) в руке Его (Иисуса Христа) и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф., 3, 12).

Сегодня Господь эту духовную «лопату» христианской совести, Божией любви и правды вкладывает в руки каждого из нас, пастырей Христова стада, чтобы мы сами, руководствуясь Святым Духом истины и святой любви, отделили чистую полновесную пшеницу, может быть, немногих, но добрых, чистых, святых дел, которые Бог благословил и помог нам совершить в этом году, от пустой соломы каждодневной суеты, злых плевел греховных заблуждений и недостойных проступков.

Перемолотая на «мельнице» терпения и страданий пшеница добрых дел или плоды правды Божией могут стать опорой, «хлебом жизни», питаясь которым человек становится причастником вечного Царства Божия.

Вспомним слова свт. Игнатия Богоносца, сказанные им незадолго перед мученической кончиной: «Я пшеница Божия; пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Послание к Римл., гл. IV).

Итак, приступим к духовному веянию.

Церковь и мир

Минувший год был наполнен множеством событий, имевших значение не только для нашей Церкви, но и для всего российского общества.

Прежде всего, следует вспомнить, что в 2005 году мы вместе со всем многонациональным народом России торжественно воспоминали одно из центральных событий мировой истории, а равно и истории нашего Отечества — шестидесятилетие победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Тогда мы не были разделены на отдельные независимые суверенные государства. Мы ковали общую победу.
Кроме того, завершающийся год был отмечен еще одним не менее значимым для истории нашей страны юбилеем — шестисотдвадцатипятилетием победы дружин под предводительством святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовом поле.
Оба этих события, разделенные по времени почти шестью веками, имеют много общего в своем содержании и в том значении, которое они оказали на судьбу российского государства и его народа.

Указанные выше исторические вехи явились не просто двумя победами над врагом на поле брани, но стали, прежде всего, важными победами в битве с человеческим эгоцентризмом, разделенностью и духовным расслаблением.

В каждой из этих битв была явлена духовная мощь нашего народа, способного в самые трудные и судьбоносные моменты своей истории собрать в едином благородном порыве все силы перед лицом врага, часто превосходящего своим могуществом и умением силы защитников Отечества.

Однако всякому непредвзято мыслящему человеку и, тем более, людям церковным вполне очевидно, что опыт, приобретенный поколениями россиян на пути становления государственности и защиты родных рубежей и отеческих святынь, имеет огромное значение не только в контексте исторической оценки событий давно минувших лет, но, прежде всего, призван стать краеугольным камнем мировосприятия и основой культурной и цивилизованной самоидентификации нашего народа.

Сегодня, как никогда остро перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней, способных стать фундаментом для выработки того консолидирующего всех наших сограждан начала, которое принято называть «национальной идеей».

Мне не раз приходилось говорить о том, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от нашего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастало могущество и слава нашего Отечества.

В самые суровые периоды испытаний внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на его благой Промысел, которой были исполнены сердцах многих сынов и дочерей нашего Отечества, помогала им преодолевать все искушения и, пройдя через горнило огненных испытаний, явить силу духа, окрыленного этой верой, которая оказалась по слову Писания: «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 7).

Это должно побуждать нас к постоянному свидетельству о Христе перед лицом мира, лежащего во зле и чающего освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Ибо мы живем в сложном и противоречивом мире. В мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости и, вместе с тем, в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком.

В этом мире есть немало прекрасного, доброго, чистого, святого, всего того, что христианство воспринимает, как проявление «образа и подобия» Божьего в человеке. Ему свойственна детская невинность и девственная чистота, благородная дружба и незапятнанная честь, бескорыстное милосердие, искреннее сострадание, жертвенная любовь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, мужественный подвиг и скромность. Без этого мир не мог бы существовать. «Не стоит город без святого и село без праведника». Всё это лучи неистребимого богозданного мира, проявления «образа и подобия» Божьего в человеке. Мы не всегда их замечаем, мало ценим и редко об этом говорим, потому что чаще сталкиваемся и погружаемся в темные стороны жизни. Но ведь это – евангельский «свет мира», та горящая свеча в мрачном мире, которую нельзя ставить под сосудом, но на высоком подсвечнике, чтобы светила всем. (Мф. 5, 14, 15). Однако, мы не можем не признать, что эти благородные порывы души встречаются не так уж часто, и вынуждены вслед за Апостолом констатировать, что люди «исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1, 29-31).

Святая Церковь, пребывая в человеческом сообществе и совершая завещанное ей Спасителем дело свидетельствования Истины, не может оставаться равнодушной к беспокоящим это сообщество проблемам.

Современный мир, утративший чувство «священного», действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом «бери от жизни всё».

Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.

Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, которая, по апостолу, есть «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек, таким образом, становится лишь средством, «живой вещью», необходимой для реализации определенных проектов.
Вместе с тем, из аксиологии общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс перемены моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий.

Говоря словами одного их выдающихся мыслителей XX века Ивана Алексеевича Ильина: «современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности».

Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную пропаганду жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, носящих однозначно развращающий характер, созидающий культ наживы, вседозволенности, агрессии.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако при этом грех осознавался в качестве нравственного преступления пред Богом. Прямым следствием этого было его социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня, напротив, можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни.

Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградации общества и, в конечном счете, угрозой самому существованию России.
При этом часто забывается, что человек — не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования, возвышающий его над материальной природой и дающий ему четкую и верную систему ценностей.

Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной, свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует отступление от традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни. Монастыри в этом вопросе, к сожалению, не являются исключением. Апостол Павел умел жить и в скудости, и в изобилии, «быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4, 12). Современный человек настолько духовно слаб, что и скудость, и изобилие повсеместно становятся для него искушением, и в том и в другом случае уводя от Бога, ввергая в иной мир, где действуют законы нелюбви, и воспринимаются ценности, имеющие лишь материальное измерение. Отклонение от данного Христом завета: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), сводит на нет, обессмысливает жизнь христианина.

Вместе с тем, духовный путь следования к Богу есть единственное средство обретения личностью свободы, ибо подлинная вера основывается не на внешних, поражающих воображение знамениях и чудесах, а на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воле Божией.

Нам христианам необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге.

Для человека православного очевидно, что Церковь и проповедуемая Ей вера не может устареть. Вместе с тем, необходимо уметь объяснять всякому вопрошающему, что это не означает закрытости, замкнутости, неприятия достижений в области науки, техники, культуры, искусства.

Несмотря на игнорирование или даже открытое отвержение современным миром христианского мировоззрения, для всякого непредвзято мыслящего человека очевидно, что именно благодаря влиянию Церкви на жизнь государства и общества появилась европейская цивилизация, не желающая сегодня видеть своих христианских корней.

Совсем недавно принималась Европейская конституция, в преамбуле которой было сказано, что корнями всей европейской культуры являются христианские корни. И несмотря на то, что Римско-католическая Церковь выступала за сохранение этого положения, и Мы обращались в Совет Европы, все-таки из преамбулы Европейской конституции было, к сожалению, изъято понятие христианских корней европейской культуры.

Церковь Христова возвестила миру учение о человеке, как образе Божием, ради спасения которого Бог «смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). Христианство стремилось привить обществу нравственную парадигму, в соответствии с которой требовалось «любить ближнего, как самого себя», и утверждалось, что это гораздо ценнее «всех всесожжений и жертв» (Мк. 12, 33).

По сути своей те принципы отношения к людям, которые сегодня принято именовать «общечеловеческими ценностями», и на основании которых утверждаются представления о неотъемлемых правах и свободах личности являются редуцированным и потому искаженным вариантом христианского видения человека.

И отвержение христианства, в конечном счете, неминуемо приведет к торжеству иных антропологических принципов, не обремененных представлениями о Богоподобном достоинстве и Богодарованной свободе человека.

Тем не менее, Православная Церковь может и должна сотрудничать со всеми благонамеренными людьми, готовыми прилагать необходимые усилия для разрешения наиболее острых проблем современности.

Так, руководствуясь заботой о социальной стабильности, духовном и физическом здоровье российского общества, Русская Православная Церковь выступила с инициативой проведения крупной Церковно-общественной конференции для обсуждения вопросов, связанных с противодействием распространению наркомании.

Итогом этой инициативы стало проведение 24 и 25 ноября 2005 года Всероссийского форума под названием: «Власть, Церковь, бизнес, общество против наркомании».

Данное мероприятие вызвало живой отклик у государственной власти нашего Отечества, представителей предпринимательства, а также у широкого круга общественности.

На секционных заседаниях были обсуждены наиболее актуальные вопросы, напрямую связанные с основной темой конференции. Это: «Наркомания — угроза устойчивому развитию экономики», «Духовно-нравственное просвещение, воспитание здорового поколения как важнейшие аспекты профилактики наркомании», «Роль медиа-сообществ в профилактике наркомании».

Перед участниками дискуссий стояла задача обсуждения методов и форм пропаганды здорового образа жизни, самореализации через духовный рост, творчество, спорт; выработки систем защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространения опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. И вот, как показал опыт, без религиозной, без нравственной основы, только средствами современной медицины наркозависимость не преодолеть. Поэтому этот форум был проведен для того, чтобы объединить усилия государства, власти, бизнеса, общественности, религиозных кругов; чтобы общими усилиями противостать этому злу.

Все участники форума пришли к единому мнению, что проблемы борьбы с наркотической и другими зависимостями можно решать только совместными усилиями.

Данный форум, надеюсь, станет важным шагом на пути объединения всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, а также формирования у населения активной гражданской позиции по этой проблеме.

Вместе с тем, наша Церковь продолжает прилагать все возможные усилия для оказания влияния на российское общество в связи с необходимостью преодоления демографического кризиса в России.

В 2004-2005 годах Русской Православной Церковью были организованы четыре Церковно-общественных форума, посвященных данной тематике и прошедших в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Калуге.

Основной целью указанных мероприятий было декларирование отношения Православия к демографическим проблемам, а также привлечение к ним внимания государственной власти и широкой общественности.

Учитывая решающую роль духовно-нравственного начала в устроении семейной жизни, можно утверждать, что одной из основных причин кризиса института брака сегодня является оскудение духовности, поэтому распространение знаний о сущности христианской семьи должно стать одной из важнейших миссионерских задач Церкви.

Необходимо уделять самое пристальное внимание вопросу подготовки молодежи к семейной жизни. Наиболее очевидной и простой формой такой работы должны стать беседы священника с каждой парой, намеренной прибегнуть к таинству Венчания, в которых необходимо рассказывать о смысле Таинства брака и об обязанностях супругов.

Подобное просвещение желательно проводить и в школах. К сожалению, на сегодняшний день православному воспитанию пока не удается утвердиться в школах. Тем не менее, сегодня нам необходима разработка курса семейной этики в свете духовно-нравственных ценностей Православия. Нужно говорить об этом соответствующим возрастным группам слушателей воскресных школ. Принципиально важно, чтобы уроки нравственности, семейного воспитания вошли в программу «Основ православной культуры». Каждый книжный магазин должен иметь книги, рассказывающие в доступной и понятной форме о христианском воспитании, православном понимании семейной жизни и подготовке к ней.
Сейчас, когда атеистические убеждения стали содержанием веры немногочисленной социальной группы, Церковь должна стремиться к более активному влиянию на жизнь общества, ибо ей принадлежит исключительное свойство жизни в Духе Истины (Ср.: Ин. 16, 13) и потому никакое иное учение не может приобщить человека к познанию Истины и даровать ему «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

О пастырском служении

Живя в столь противоречивом мире, преисполненном соблазнов и искушений, очень нелегко сохранить внутреннюю целостность и душевную чистоту. Это особенно хорошо должно быть известно пастырям, которые самим Господом призваны охранять Его словесное стадо от соблазнов.

Ежегодно на Епархиальных собраниях Мы стараемся обращать внимание духовенства г. Москвы на проблемы, связанные с пастырским служением, говорим о трудностях и тяготах жизни пастыря.

Однако, Наш опыт управления епархией убеждает Нас, что многие священнослужители не вполне проникнуты осознанием ответственности церковного служения. Показателем этого становятся случаи неспособности некоторых клириков противостать влиянию атмосферы греха царствующей в мире.

Духовная жизнь таких священнослужителей небогата опытом Богообщения, их советы часто формальны и бессодержательны. Иногда приходится сталкиваться с эксплуатацией обрядоверия прихожан, а также их магического восприятия Таинств и священнодействий.
Очевидно, что в основе этого лежит, прежде всего, нежелание проникнуться болью человека, срастворенное меркантильными чувствами.

Быт и весь круг интересов таких клириков не много отличается от жизни среднего представителя общества потребления. Понятно, что священнослужитель и его близкие не должны бедствовать, но забота о благополучии семьи не должна ставиться во главу угла деятельности священнослужителя. Прихожане храмов, находясь сами, порой, в затруднительном материальном положении несут в храм последнее, чтобы не допустить того, чтобы семья священнослужителя бедствовала.

Основное содержание данного вопроса состоит в том, что является определяющим началом жизни, и что служит мерой для выстраивания взаимоотношений с прихожанами, собратьями-священнослжуителями и священноначалием.

Если материальные блага, иерархическое положение, награды становятся стержнем жизни, Церковь начинает восприниматься в таком случае не как среда духовного возрастания и труда в винограднике Божием, а как место кормления, сфера добывания денег.

Между тем Священное Писание ясно определяет путь каждого пастыря — как следование за Христом, по слову Спасителя, обращенному к одному из Своих апостолов: иди за Мной (Ин. 21, 22).

В этом следовании за Пастыреначальником Всемогущий Бог открывается нам в Своём безграничном смирении, которое есть проявление Божественной любви, способной к принятию скорбей от Своего  творения.

Жажда уподобиться Господу естественна для христианина, тем более для пастыря, который совершает свое служение по образу Христову: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5, 48).

Невозможно оказать духовную помощь человеку, не имея собственного опыта духовной жизни, опыта борьбы со страстями и противостояния соблазнам мира, опыта живой и действенной любви.

Любви же свойственно сострадание, побуждающее священника по слову апостола:  радоваться с радующимися и плакать с плачущими. (См. Рим. 12, 15).

В эпоху натиска секуляризма священническое служение становится всё более трудным. Мир, не способный «принять Духа Истины» (Ин. 14, 17), не любит служителей Христа, как прежде возненавидел Самого Господа. Поэтому сегодня мы вынуждены напоминать о подлинном смысле пастырского служения, о трудностях и тяготах, связанных с ним.

Пастырь не может оставаться равнодушным, видя гибнущего, заблудившегося человека, страдающего от своей греховности, и сердце его не может не уязвляться чужой болью, чужой скорбью. Господь Иисус Христос противопоставляет истинного пастыря, которого отличает жертвенная любовь, — наемнику, трудящемуся за деньги из своекорыстных побуждений, думающему, прежде всего, о своей выгоде. Как бы ни скрывалась корысть, пасомые всегда равно почувствуют её и отвернутся от недостойного делателя. Без любви к людям невозможно быть настоящим священником, ибо пастырство — это свободно принятое призвание жертвенного служения Богу и ближним. Однако, совершая это служение необходимо помнить, что отношения священника и прихожанина не должны строится по схеме: «начальник – подчиненный» и потому единственным, прочным фундаментом для них может служить чувство любви и взаимного уважения.

Священник должен быть образом Христа, говорящего в Писании: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 25). Именно образ кроткого и смиренного, милостивого, любвеобильного пастыря так дорог нашему народу. И это в равной степени относится и к архипастырям, которые встречаются с людьми, и которых они должны с любовью принимать. Каждый священнослужитель обязан вести народ ко Христу, вернуть множеству людей православную веру. Добрый пастырь не стремится привлечь людей или отдельного человека к себе, он ведет их к Первопастырю — Господу Иисусу Христу. Напротив, священник своекорыстный старается привязать человека к себе, сделать его зависимым, подчиненным, духовно порабощенным. Пастырский подвиг, основанный на любви, подменяется духовным манипулированием, холодным, властным управлением людьми.

Священник — это предстоятель собрания христиан, народа Божия, совершающего вместе с ним служение, поэтому он должен жить нуждами этого собрания, молитвенно сопереживая всем чаяниям и скорбям тех, за кого он предстательствует пред Создателем.

Вместе с тем, всегда следует помнить, что священство — дар, полученный человеком от Христа через Его Церковь, поэтому и цель священнического служения — не усиление собственного авторитета, а устроение Церкви Божией.

Церкви, как духовному организму чуждо стремление к нивелированию всех особенностей характера и личностных черт своих членов. Об этом следует помнить, осуществляя духовное окормление верующих. В вопросах духовнической практики недопустимо выставлять свое мнение, как единственно верное. Всегда нужно помнить, что в вопросах, не затрагивающих напрямую догматы веры либо нравственные принципы христианства, многообразие мнений и подходов не только допустимы, но даже предполагаются самим строем церковной жизни, где «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». (1 Кор.12, 4-6).

Духовник должен научить своё чадо быть свободным, имеющим ясные представления о духовной жизни, ответственным за свой нравственный выбор.

Опытные, умудренные жизнью священнослужители, как правило, руководствуются в исполнении своего духовнического служения установившейся традицией, более молодые иногда считают себя вправе поступать по своему произволу.

Этот вопрос встал настолько остро, что еще в 2001 году Священный Синод принял постановление по вопросам духовничества. Но и сейчас еще часто приходится получать сообщения о превышении некоторыми священниками, в основном молодыми, своей власти. Особенно это касается вопросов выбора жизненного пути человека, принятием монашеского чина или выбором спутника жизни.

Особое внимание и осторожность следует проявлять к лицам малоцерковным, ведущим активную деловую или общественную работу. Стремясь к воцерковлению этих людей и их труда, следует помнить о нелицеприятном Суде Божием и потому избегать какого бы то ни было потакания греховным страстям и привычкам.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе взаимоотношений духовенства с представителями предпринимательского сообщества.

В большинстве своем люди, составляющие данную общественную группу, образованы, социально активны и, обретя веру, стремятся к деятельному участию в жизни Церкви.
К сожалению, в большинстве случаев, желание предпринимателя помочь делу церковного строительства реализуется, почти исключительно, в форме оказание материальной помощи храму. Конечно, в таких случаях, священник бывает благодарен благотворителю за эту помощь, что вполне естественно.

Однако, думается, участие представителей бизнес-сообщества в жизни храмов и монастырей может быть гораздо более разнообразной, и в первую очередь, опыт и возможности православных предпринимателей могут быть использованы на поприще социального служения Церкви.

Непременным условием таких взаимоотношений должно быть полное доверие с обеих сторон, необходимо четко определять цели каждого конкретного социального проекта, пути их достижения и всегда быть готовыми предоставить отчет о целевом использовании выделенных средств.

Существует множество возможностей, для включения человека в активную приходскую жизнь, если и у священнослужителей хватает духовной мудрости для организации служения своих добровольных помощников.

Вместе с тем, следует помнить, что для достойного выполнения пастырского служения, раскрытия благодатных дарований, приобретенных в Таинстве священства, нужно немало потрудиться над собой. Иногда же приходиться видеть пастырей, полагающих, что наличие духовного сана автоматически, без каких-либо внутренних усилий, сообщает мудрость в руководстве людьми.

Пастырь не должен пренебрегать и своим интеллектуальным развитием. Прежде всего, это касается познания различных областей церковного предания: творений святых отцов, церковной архитектуры, музыки, истории, иконописи. Но и светская культура и наука, несомненно, помогут пастырю лучше понять современного прихожанина и донести евангельское благовестие до ума и сердца невоцерковленного человека.

Я уверен, что священнослужителям старшего поколения навсегда запомнилось мудрое наставление о пастырском служении одного из первых ректоров Московской Духовной Академии: «Вас здесь (т.е. в духовной школе) учат многим наукам и по ним Вы сдаете экзамены. Но есть одна, по которой вы сдадите экзамен однажды в жизни и навсегда – это наука жертвовать собой ». 

Связанные материалы