Пусть Пасха Христова принесет мир в наши дома (2001 г.)

"Российская газета" от 14 апреля 2001 года.

Накануне праздника Святой Пасхи Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II ответил на вопросы "Российской газеты".

- Пасха – радостный праздник, но многим россиянам живется сегодня трудно, кто-то оказался за чертой бедности. Чем утешиться таким людям, как сделать так, чтобы они не обозлились на весь мир, не впали в отчаяние?

- Да, большинство наших соотечественников ныне ведет очень непростую жизнь. Разрушились надежды на стабильную и обеспеченную старость, многим людям, честно трудившимся на благо страны, приходится буквально перебиваться на хлебе и воде. Наш народ проявляет удивительное терпение, за которое ему нужно низко поклониться. Однако отчаиваться никогда не надо. Вспомним, ведь в истории России были и более трудные времена. Но народ собирал свои внутренние силы, начинал трудиться с новой энергией, и спасал, и возрождал Отечество. Верю, что так будет в начале третьего тысячелетия.

Бесспорно, многое зависит от государственной власти, которую Церковь призывает заботиться о каждом человеке, ибо она знает, что благополучия нельзя построить на страданиях людей. Но не стоит перекладывать все заботы на государство. Те, у кого сегодня есть силы и средства, должны заботиться не только о себе, но и о бедствующих соотечественниках, о “сирых и убогих”, о своей малой родине, о возрождении всей России. Только тогда эти люди останутся в благодарной памяти потомков и смогут получить награду в вечной жизни.

Тем же, кто стоит на грани отчаяния, хотел бы сказать: Господь и Его Церковь с Вами. После того, как Христос восстал от гроба, никто не может быть одинок и оставлен. Ведь Сам Бог сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11. 28). Найдите дорогу к православному храму, и там получите поддержку братьев и сестер по вере, а самое главное – познаете присутствие Божией в Вашей жизни, которое сильнее любых житейских трудностей. Оно дает христианину силы радоваться даже там, где по-человечески можно только унывать.

- Пользуясь случаем, просим Вас ответить на вопросы, волнующие сегодня читателей “Российской газеты”, и не только их. Сегодня многие тянутся к духовному, среди них немало и молодежи. Как помочь молодым людям найти свой путь к Богу, к Церкви?

- Сейчас в наших храмах становится все больше молодежи. Мы стараемся открыть пути для возрождения ее самостоятельной церковной жизни, со свойственными молодым людям культурными особенностями, энергией, желанием углубляться в познание православной веры и научить ей других. Недавно создан Синодальный отдел по работе с молодежью, и в мае этого года он планирует провести православный молодежный съезд, на который соберутся делегаты от всех епархий, включая самые отдаленные.

Впрочем, нельзя не согласиться с тем, что большинство молодых людей еще не пришло к глубокой, истинной вере. Отчасти виной тому нежелание некоторых пастырей и прихожан понять, что храм – не только для пожилых людей и не только для тех, кто привык отождествлять Православие с определенной субкультурой. Но главная беда – это то, что значительная часть молодежи оказалась в плену у широко пропагандируемых поверхностных представлений об успехе, благополучии и силе. С газетных страниц и телеэкранов, из текстов песен модных исполнителей молодые люди слышат: достойно жить могут только наглые и бесчестные люди, смысл жизни – лишь в деньгах и власти, в отношениях мужчины и женщины, в реализации собственной гордыни. Все остальное подчас выносится за скобки популярной культуры. И поскольку собственного опыта у молодых людей бывает недостаточно, они иногда долго живут в ложном сознании того, что человеческое бытие ограничивается лишь земными достижениями и удовольствиями.

Но Церковь стремится напомнить им слова древней Псалтири: “Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему” (Пс. 118. 9). Если принять всерьез духовную мудрость веков, если понять, что любой грех разрушителен для тела и души, то молодой человек сможет сохранить себя от соблазнов и от юности начать вести осмысленную жизнь. Церковь готова ему в этом помогать.

- На Ваш взгляд, продолжится ли в новом тысячелетии сближение народов России, Белоруссии и Украины? Что тут может сделать Русская Православная Церковь?

- Надеюсь на возрождение единства трех братских славянских народов, крещенных в одной Киевской купели. Конечно, нас и далее будут пытаться отдалить друг от друга, распаляя сиюминутные политические разногласия. Чтобы это преодолеть, нам следует вполне договориться о том, что между нашими народами нет больших и меньших, нет центров и окраин. Нужно бережно поддерживать те многовековые связи, которые сохранились в наших семьях, в нашем опыте совместного труда и противостояния общим недругам.

Жизненно необходимо сохранить единство Церкви. После распада единого государства она осталась, пожалуй, единственным надежным средоточием единой жизни трех народов, их общим домом, их духовной родиной. Не случайно злонамеренные силы всячески пытаются посеять раскол в Православии на Украине и в Белоруссии. Но я благодарю Бога за то, что большинство православных верующих доныне пребывает в канонической Церкви.

- Сегодня авторитет Церкви пытаются использовать различные партии и политики. Нет ли тут опасности для самой Церкви, и так страдающей от ересей и распрей? Как избежать подобного влияния?

- Церковь очень твердо, по собственной воле отказалась от участия в политической борьбе, от того, чтобы поддерживать кандидатов или партии на выборах, делегировать священнослужителей в органы власти, искать “свою политическую доктрину”. Об этом вновь сказал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в 2000 году и принявший Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе выражается готовность взаимодействовать с политиками и политическими организациями в служении благу народа, но полагаются очень ясные пределы сотрудничества, не позволяющие ему превращаться в политическую поддержку.

Конечно, такая позиция Церкви не всем нравится. Некоторые силы хотели бы использовать церковный авторитет в своих частных интересах, а значит, в ущерб другим слоям общества. Мы на такой компромисс с совестью не идем, даже если за это обещают золотые горы. Думаю, что в этом мы не ошиблись, поскольку из деятелей, жестко требовавших у духовенства исключительной поддержки, “иных уж нет, а те далече”. Так же будет с теми, кто пришел им на смену. А Церковь стоит уже две тысячи лет, живя в самых разных государствах, при самых разных правителях, и будет стоять до конца земной истории. Впрочем, за последнее время политики начали уважать нейтралитет Церкви, понимая, что она намерена последовательно его отстаивать.

- Недавно стало обсуждаться предложение перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской Православной Церкви. Ваше отношение к такому предложению?

- Практика добровольного перечисления некоторой части подоходного налога в пользу религиозных организаций существует в ряде стран Европы. Это одна из широко распространенных моделей, используемых для оказания обществом материальной поддержки Церквам и другим объединениям верующих. Стоит ли принять данную модель в России или избрать какую-то другую - этот вопрос имеет смысл обсудить в процессе серьезного диалога Церкви с государственной властью. Но время для такого обсуждения настало. Ведь при всем понимании сложностей экономического положения страны не надо забывать, что Православная Церковь, другие традиционные религиозные общины продолжают испытывать последствия многолетних разрушительных гонений. Им очень непросто развивать до должного уровня благотворительную и просветительскую работу, открывать школы, библиотеки, больницы, дома призрения.

- В праздник Святой Пасхи люди тянутся друг к другу, чтобы добрыми словами и делами поддержать родных и близких. Что Вы пожелали бы в этот день каждой семье?

- В древнем пасхальном песнопении есть такие слова: “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем… и ненавидящим нас простим вся воскресением”. Пусть Пасха Христова принесет мир в наши дома, в места, где мы трудимся, во все многострадальное Отечество наше. “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” – говорит Господь (Ин. 14. 27). Чтобы страна жила достойно и гармонично, нам нужно не просто понять, но простить и полюбить друг друга, преодолевая застарелые обиды, споры, разногласия. И вспомнить, что мы – дети России, призванные заботиться о своей матери.

Вопросы задавал Александр БАТЫГИН

"Служба коммуникации ОВЦС МП"

http://www.zavet.ru/news/news-p010414.htm

Связанные материалы