Премудрость и величие Творца (2001 г.)

«ПРЕМУДРОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ТВОРЦА». Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу «Аэрокосмический курьер»

«Аэрокосмический курьер» №6 ноябрь-декабрь 2001 года

- Ваше Святейшество, мне неоднократно приходилось видеть Вас и других представителей Русской Православной Церкви на проводах космонавтов в полет, на испытаниях новой авиационной техники, других мероприятиях, проводимых авиакосмическим сообществом России. Не могли бы Вы прокомментировать, чем обусловлен незатихающий интерес Русской Православной Церкви к полетам человека сначала в околоземное пространство и уже в новейшей истории — в космос?

— Сегодня космические полеты стали, пожалуй, почти что привычными. Но стоит вспомнить, что впервые полет человека в космос совершился всего 40 лет назад. Поныне здравствуют многие люди, для которых космические одиссеи были связаны исключительно с научной фантастикой. Полет Юрия Гагарина, нашего соотечественника, открыл новую эпоху. В русском языке слово «эпоха» означает долгий отрезок времени, объединенный одним значительным событием. Действительно, выход человека в космос и космические исследования оказали глубочайшее влияние на всю нашу жизнь, от бытовой техники до обширных сфер человеческой деятельности: политики, экономики, культуры. Человек издавна хотел прикоснуться к тайнам звездного неба. понять свое место в сотворенном Богом великом мире. И вот в ХХ веке во многом благодаря усилиям российской науки, наших рабочих и воинов, давняя мечта человечества осуществилась.

К сожалению, в годы господства официального атеизма в нашей стране этот факт пытались представить как очередную «победу» науки над религией, разжигая вражду между учеными и верующими. Считалось, что освоение космоса человеком наконец-то докажет материалистическое происхождение вселенной. Но христиане убеждены, что тайны мироздания, которые уже открылись или еще откроются человеческому разуму, неизменно будут свидетельствовать о премудрости и величии Творца. Верующие люди рассматривают новые открытия, связанные с космосом, как новые подтверждения Божественного устройства вселенной. Ибо изучение окружающего мира и благое применение знания о нем в нашей жизни способно возводить мысль человека к премудрому Творцу. Еще великий псалмопевец Давид, созерцая творение Божие, восклицал:

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103.24).

Ныне освоение космоса много способствует возрождению и развитию нашего Отечества, позволяет реализовать творческий потенциал личности в новых отраслях познания. Меня удивляет, когда некоторые общественные деятели говорят: России нужно отказаться от космической отрасли, потому что у нее мало средств, и сосредоточиться на более «земных» вопросах. Уважающая себя страна всегда стремится занять лидирующие позиции в новых, перспективных областях. Достаточно взглянуть не только на западные государства, но и на такие страны, как Индия или Китай, которые не жалеют ничего, чтобы включиться в освоение космоса. России же, с ее громадными достижениями в данной сфере, тем более не стоит отступать, даже если труды потребуют жертвенной самоотверженности. Сегодня, чтобы сохранить национальные ценности и улучшать благосостояние народа, необходимо осваивать передовые космические технологии, учиться пользоваться ими для сохранения и поддержания жизни на Земле.

- Как Вам представляется роль Церкви в деле укрепления стойкости и морального духа летчиков-испытателей и космонавтов, чья работа постоянно проходит в экстремальных условиях?

— Как Предстоятель Русской Православной Церкви я направляю космонавтам и представителям авиакосмического сообщества поздравления с великими церковными праздниками — Рождеством Христовым и Святой Пасхой. Мы стараемся относиться с вниманием ко всем обращениям и просьбам, поступающим от них. Многие работники космической сферы постоянно общаются со священнослужителями.

Общеизвестно, что профессия космонавта предполагает наличие у человека физической и моральной стойкости. Эти качества требуют постоянного подкрепления. Присутствие представителей Церкви на проводах космонавтов в полет как раз и объясняется нашим желанием морально поддержать людей, жизнь которых будет подвергаться опасности в космосе. А если речь идет о верующем человеке, выбравшем профессию космонавта или исследователя в космической области, то он имеет возможность в молитве и церковных Таинствах укреплять свой дух. Ведь духовная жизнь воспитывает в человеке ответственность, взаимовыручку, самоорганизованность, готовность пожертвовать всем ради ближнего и ради избранного дела.

- По мнению ученых, уже в обозримом будущем человечество не сможет обойтись без использования энергии, получаемой из космоса. Известно, например, что запасов нефти на земле хватит всего на 100-150 лет с начала их эксплуатации. Связываете ли Вы возможность получения и использования энергии из космоса с проявлением заботы Всевышнего о нас, землянах?

— В начале мир был так устроен, что все в нем должно было помогать человеку в его деятельности. С грехопадением Адама мир изменился. Многие его стихии стали разрушительными для человека. Люди познали свою ограниченность, в том числе и в земных ресурсах. Они нам достаются в трудах и усилиях. Но то, что с выработкой одних видов ресурсов нам на помощь приходят новые, — в этом действительно можно увидеть попечение Божие о людях. Важно, чтобы мы не были алчными в использовании этих благ и думали о сохранении врученного нам мира.

- Процесс глобализации во всех сферах охватывает наш мир и нашу жизнь не только на земле, но и в космосе все более быстрыми темпами. Подтверждение тому — программа полета международной космической станции, реализация крупных международных авиационных проектов, в том числе и с участием России. Как Вы считаете, содействует ли процесс глобализации сближению различных религий и религиозных конфессий в национальном и международном масштабах?

— Ни для кого не секрет, что процесс глобализации стал возможен благодаря техническому развитию. Новые изобретения соединили различные части планеты в экономической, политической, информационной и культурной сферах. Они обеспечили каналы связи между большими и малыми общностями людей. Часто в реализации крупных, глобально значимых проектов принимают участие представители десятков государств. Подобное сотрудничество мы только приветствуем.

Но нельзя забывать, что различные человеческие сообщества имеют собственные религиозные, этические, мировоззренческие ценности, которые прошли проверку веками. Понятно, что в нынешнем мире непринципиальные различия могут нивелироваться. Может происходить обмен опытом и культурными достижениями. Однако все более актуальным остается вопрос о сохранении реального многообразия духовных и культурных традиций различных народов, принципов организации человеческого бытия. Поэтому в сближении, возникающем в результате глобализации, таится конфликт различных цивилизационных миропонимании. Это особенно ясно прослеживается тогда, когда одна традиция, например, западная — объявляет себя единственно «цивилизованной» и «общечеловеческой», а другую, например, исламскую, нуждающейся, мягко говоря, в корректировке. Или наоборот.

Задача современного поколения состоит в том, чтобы перевести потенциальный конфликт в диалог. Стереть различия между различными мировоззрениями и образами жизни невозможно, да и не нужно. Думаю, что от нас сегодня как никогда требуется научиться уважать «другого» и сотрудничать с ним в различных сферах для общего блага.

Георгий Лысенко

https://mospat.ru/archive/2002/01/nr201312/

Связанные материалы