В последние годы паства Русской Православной Церкви значительно омолодилась (2001 г.)

Газета “Дело” (Словения), 2001 год.

- Как развиваются сегодня отношения между Церковью и государством? Государство вернуло всю собственность Церкви? Сколько церквей и монастырей было в советское время и сколько сейчас? Каковы Ваши личные впечатления о Президенте Путине?

– Сегодня в России Церковь и государство стараются построить свои взаимоотношения на основе свободного взаимодействия, направленного на благо людей. Церковь является богочеловеческим организмом, и поэтому, с одной стороны, обладает неизменной таинственной природой, а с другой – действует во внешнем мире, вступая в соприкосновение с государством. История знает немало примеров, когда государственные институты по тем или иным причинам были парализованы, и именно вокруг Церкви сплачивались лучшие силы общества. Наша Церковь сотрудничает со светской властью в области совершенствования законодательства, сохранения культурного наследия и общественной нравственности, разрешения социальных проблем, в образовательной и гуманитарной сферах.

Можно говорить о том, что в России, несмотря на многочисленные трудности, возвращение христианских святынь происходит в атмосфере взаимопонимания с государством. Сейчас только в Москве в непосредственном ведении Патриарха находится более 400 храмов и часовен (это почти в 10 раз больше, чем было до 1988 года), 4 мужских и 5 женских монастырей. По всей нашей Церкви – то есть не только в России, но и в других странах Содружества Независимых Государств и Балтии – в 1988 году было менее 7 тысяч приходов и менее 20 монастырей, а сейчас приходов около 20 тысяч, а монастырей – около 500. Однако еще не во всех храмах возобновлено богослужение – главным образом из-за того, что церковные здания не освобождены от прежних арендаторов. Существуют немалые трудности в возвращении так называемых некультовых зданий – приходских домов, епархиальных управлений, церковных школ, больниц, приютов.

Впрочем, отношения между Церковью и государством развиваются в благоприятном направлении, и мы, как правило, вместе стараемся искать пути разрешения насущных проблем страны. Во время личных встреч с Президентом Владимиром Путиным не раз убеждался в его серьезном, благожелательном отношении к Церкви и ее трудам. Это динамичный, ответственный, болеющий за народ государственный деятель, он любит Россию и открыт к окружающему миру.

- Как Вы видите духовное возрождение России? Некоторое время назад Вы говорили о моральной деградации русской молодежи. Кто виноват? Что должно здесь сделать общество и что Церковь? Как Церковь относится к клонированию человека?

– Забота о духовно-нравственном состоянии молодых людей является одной из важнейших задач нашей Церкви. К сожалению, среди молодежи процветают такие пороки, как наркомания, алкоголизм, преступность, половая распущенность. Невысока степень ответственности за судьбу страны. Во многом, конечно, здесь виноваты тяжкие социальные условия жизни. Однако подобные проблемы среди молодежи свойственны не только России, но и большинству стран мира.

Особую надежду мы возлагаем на тех молодых людей, которые активно трудятся на ниве возрождения Церкви и Отечества. Последние годы моя паства значительно омолодилась. Юноши и девушки, приходящие к вере, не только участвуют в богослужении. Тысячи их получают богословское образование, совершают дела милосердия, реализуют церковно-общественные инициативы. Действует Всецерковное православное молодежное движение, в мае этого года прошел II Съезд православной молодежи. Все это не может не сказаться благотворно и на состоянии всей российской молодежи, ибо, по слову апостола Павла, “малая закваска квасит все тесто” (1 Кор. 5. 6).

Наша Церковь негативно относится к клонированию человека, ибо Господь создал человеческую личность уникальной и неповторимой. Современные попытки изменить Богом данные законы естества, чтобы достичь иллюзии земного бессмертия, становятся беспрецедентным проявлением гордыни, которая всегда в истории оказывалась посрамленной. Мы допускаем возможность выращивания отдельных человеческих тканей для лечения болезней. Но “конструирование” людей вряд ли приведет к чему-либо хорошему.

- Отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Как Вы думаете, когда может состояться встреча между Вами и Папой Римским?

– Сегодня нет достаточных условий для такой встречи. Она могла бы иметь положительный результат только в том случае, если бы привела к реальному преодолению существующих между нами трудностей. Готовность со стороны Ватикана к разрешению конфликтной между православными и католиками ситуации в западных областях Украины, а также прекращение практики прозелитизма в России и других странах СНГ могли бы создать предпосылки для подобной встречи. Без этого будет лишь создаваться иллюзия мира, и она пойдет вразрез с чувствами наших верующих, которые страдают от гонений на Западной Украине и не приемлют действий католических миссионеров, пытающихся втайне от нас обратить в другую веру крещенных в Православии людей, особенно детей.

Однако мы не перестаем надеяться, что во имя наших добрых отношений официальный Ватикан вернется к позиции, выработанной II Ватиканским собором – позиции братского отношения к тем, кого этот собор назвал “Церквами-сестрами”, позиции перехода от конкуренции к взаимопомощи. Мы развиваем партнерство с католическими епархиями в разных странах. Ведь обе Церкви нуждаются в сотрудничестве перед лицом грозных вызовов современности.

- Как складываются Ваши отношения с другими религиями России? В России есть свобода вероисповедания?

– Русская Православная Церковь относится к другим традиционным религиям с искренним уважением. Годы атеистических репрессий сблизили всех верующих, объединили их перед лицом общей опасности. Сейчас, когда в России существует весьма высокая степень религиозной свободы, наши отношения не ограничиваются только взаимной терпимостью и уважением. Ведущие христианские и нехристианские религиозные организации страны взаимодействуют друг с другом, участвуя в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета и Межрелигиозного совета России. Особо важны для нас отношения с многомиллионной исламской общиной, составляющей вторую по численности религиозную группу в стране.

Существует целый ряд проблем, для разрешения которых требуется объединение усилий всех традиционных религий. Культ потребительской морали, экспансия деструктивных сект и псевдорелигий, межэтнические конфликты, массовая бедность, вызовы глобализации порождают растущее беспокойство у верующих и стимулируют их к совместным действиям.

- Как относится Русская Православная Церковь к войне на Северном Кавказе? Каким Вы видите путь к миру?

– Мне не раз приходилось заявлять о том, что любое кровопролитие есть зло, ибо приносит гибель и страдания людям. Однако мы понимаем, что в нашем искаженном грехом мире злодеяния подчас могут быть остановлены только ответным применением силы. Беззаконие, распространявшееся из Чечни по всей России, принесло немало бед мирным людям. Но во время ведения антитеррористической операции в Чечне Русская Православная Церковь постоянно призывала бережно относиться к гражданскому населению, как можно скорее восстановить мир и порядок.

- Вы родились в Таллине. Балтийские страны уже десять лет самостоятельны. Как Вы смотрите на процессы, происходящие в этих странах? У Вас остались там родственники, друзья?

– Десять лет назад бывшие республики Советского Союза обрели независимость. Прошедшее с тех пор время отмечено событиями, наполнявшими сердце как радостью, так и горечью. Народы трех балтийских стран стали самостоятельно устроять свою жизнь, возрождая многие достойные традиции прошлого. Однако в Латвии и Эстонии началась дискриминация русского населения, причем в последней стране власти до сих пор пытаются вмешаться в межцерковный конфликт, признавая в качестве единственной правопреемницы довоенной Православной Церкви структуру в составе Константинопольского Патриархата и одновременно предлагая Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, чья деятельность в Эстонии никогда не прекращалась, регистрироваться в качестве новообразования. Хочется верить, что подобные явления уступят место терпимости и уважению ко всем жителям балтийских стран.

В Эстонии прошли многие годы моего священнического и епископского служения. Именно там мне пришлось впервые взять на себя заботу о пастве, которую я потом окормлял большую часть жизни. С сердечной теплотой вспоминаю то время и многих благочестивых людей, с которыми разделял радость молитвенного общения и совместных трудов. С некоторыми из них поддерживаю связь и поныне.

- Вы уже 10 лет Предстоятель Русской Православной Церкви. Что за этот период уже удалось сделать и что еще предстоит сделать?

– Последнее десятилетие ушедшего века стало периодом, когда за короткий период времени Русская Церковь вышла из навязанного ей гетто и в полной мере смогла свидетельствовать миру о непреходящих христианских ценностях. Стало совершенно очевидно, что Церковь – не этнокультурный заповедник, посещаемый в основном людьми преклонного возраста, но живой, постоянно обновляющийся организм, призванный активно влиять на все сферы человеческой жизни.

После семидесятилетнего периода гонений нам пришлось воссоздавать многие монастыри и храмы, возрождать служение в сфере милосердия и благотворительности, заново развивать миссионерство и катехизацию, реформировать систему духовного образования, выходить на поле средств массовой информации. Сделано, бесспорно, многое. Но сейчас нужно добиться того, чтобы церковное слово, пастырское участие во всей полноте дошло до каждого конкретного человека – рабочего, замлепашца, студента, школьника, ученого, политика. Именно в этом направлении, на мой взгляд, должна творчески развиваться деятельность Православной Церкви в России в ближайшие годы.

- Вы считаете возможным Ваше посещение Словении и русской часовни на Вршиче? Как Вы видите развитие отношений между Россией и Словенией?

– С глубокой благодарностью воспринимаю неизменное внимание государственного руководства Словении и общины города Краньска Гора к сохранению памяти о павших русских воинах и за заботу о русской православной часовне на Вршиче. Рад отметить, что делегации Русской Православной Церкви ежегодно принимают участие в совершаемых там панихидах. В этом году делегацию будет возглавлять митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Не исключаю, что когда-нибудь и мне Бог приведет посетить это памятное место.

Рад позитивному развитию отношений между нашими странами. Думаю, что залогом их дальнейшего укрепления должна являться приверженность евангельским идеалам и христианским ценностям, которые глубоко укоренены в традициях и культурах наших родственных славянских народов.

http://www.mospat.ru/archive/nr109051.htm