Сегодня мы можем свидетельствовать об Истине Христовой в полный голос (2001 г.)
Газета "Дан" (Черногория) № 687, 2001 год.
- Завершилось второе тысячелетие. Все это время учение Христа вопреки кризисам, остановкам и разделениям из поколения в поколение ширилось и находило новых сторонников. Как Вы видите будущее христианства не только в смысле отношений с другими вероисповеданиями, но и с точки зрения взаимоотношений Православия и католичества?
- Двухтысячелетняя история христианства показала непреложность слов Господа о том, что врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16. 18). Мы веруем: слово Божие будет проповедоваться в мире до второго и славного пришествия Господа Иисуса Христа. Однако сложность современного бытия явно диктует необходимость объединения усилий всех христиан для активного сопротивления злу и для созидания жизни на евангельских основах.
Сегодня существует два главных препятствия для развития диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами – католический прозелитизм на канонической территории нашей Церкви и конфликтная ситуация на Западной Украине, где греко-католиками были буквально разгромлены три православные епархии, а жизнь канонических православных общин до сих пор стесняется гонениями. Со времени своего возникновения эти проблемы приобрели очень сложный характер, и наша Церковь ясно сказала, что положительное развитие отношений с Церковью Католической станет возможно только тогда, когда Ватикан сделает реальные шаги для урегулирования данных проблем. В двадцатом веке были периоды, когда наш диалог проходил в весьма конструктивном русле, и хочется надеяться, что этот потенциал не будет растрачен. Ведь наши Церкви могли бы объединить свои усилия в делах миротворчества и милосердия, в общественном служении. Мы могли бы свидетельствовать современному обществу о христианских ценностях, отвечать на актуальные вопросы, волнующие людей, бороться с греховными проявлениями.
- Этот век вписал трагические страницы в историю Русской Православной Церкви, но она, благодаря моральной твердости, сумела устоять под ударами и сохранить свою сущность. Как Русская Православная Церковь выдержала столкновение с атеизацией общества, которая, в соответствии с идеологией большевистской кампании, навязывалась после 1917 года? Какими были тогда условия религиозной жизни? Все ли конфессии России были в таком трудном положении?
- XX столетие стало периодом невиданных испытаний для Русской Православной Церкви и всего российского народа. Люди, пришедшие к власти в 1917 году, поставили целью абсолютное уничтожение веры в стране, в которой на протяжении ее богатой истории мирно сосуществовали верующие разных традиционных религий. Формально провозгласив свободу вероисповедания, тоталитарные правители на протяжении семидесяти лет навязывали народу грубое материалистическое мировоззрение, жестоко подавляя все религиозные общины. Гонения на Русскую Православную Церковь начались с 1917 года. Своего апогея они достигли в 1937-38 годах. Множество епископов, священников, монашествующих, мирян пролили свою кровь, свидетельствуя о вере в Воскресшего Спасителя. Удар, последствия которого ощущаются и поныне, был нанесен по храмам и святыням, по системе церковного образования, миссионерства, благотворительности, издательского дела. Политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть Церковь от жизни народа, возвести стену между верой и всеми сферами общественной жизни.
Недолгий период сдержанно-благожелательного отношения власти к Церкви в послевоенный период сменился новыми гонениями и идеологическим давлением в начале шестидесятых годов. Это наступление было не столь кровавым, как предыдущее, но для того, чтобы открыто исповедовать свою веру, людям требовалось огромное мужество. Тем не менее совершалось религиозное воспитание детей в семьях, никогда не было недостатка в молодых людях, желающих получить богословское образование в немногочисленных духовных школах и принять священный сан. Там, где это было возможно, звучала пастырская проповедь. Сами храмы, в которых совершалось богослужение, свидетельствовали о бытии иного мира, отличного от мира материализма.
Кровь мучеников, страдания исповедников стали тем семенем, из которого ныне произрастает церковное возрождение. И не случайно Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в августе 2000 года, причислил к лику святых более тысячи новомучеников и исповедников XX века.
- Сербская Православная Церковь не избежала раскола в XX веке. Кроме образования Македонской Православной Церкви, это выразилось в попытках неканонического установления Черногорской Православной Церкви. Такие же процессы имели место в Болгарии и, в несколько ином виде, в Русской Православной Церкви. Как Вы смотрите на эти проявления? Каковы их глубинные причины и как их можно преодолеть?
- Расколы представляют собой весьма болезненное и опасное явление. Святые отцы учат, что раскол есть не меньшее зло, чем ересь. Отпадая от Матери-Церкви, раскольнические структуры перестают быть Церквами в подлинном смысле. Они не имеют полноты благодатных и спасительных даров Святого Духа. Сугубая ответственность за зло расколов лежит на их лидерах, которые не только губят собственные души, но, пользуясь доверчивостью и неведением простых людей, увлекают их в свои безблагодатные сообщества.
Из опыта истории мы знаем, что зачастую расколы возникали из-за гордости и неудовлетворенных амбиций тех или иных священнослужителей, которые полагали, что должны занимать высшие должности, и, не достигая этого в канонических Церквах, шли на разрыв с Матерью-Церковью и создавали незаконные структуры. Другой обычной причиной раскола является привнесение в церковную среду чуждого ей политиканства, попытка светских деятелей заставить Церковь жить исключительно по мирским законам, что для нее пагубно и разрушительно.
Благодарение Богу, история знает немало примеров уврачевания расколов и нестроений. Для того, чтобы раскол был преодолен, недостаточно только снисхождения Матери-Церкви к человеческой немощи. Необходимо встречное движение со стороны тех, кто пребывает в расколе, их искреннее покаяние и стремление к воссоединению с церковной Полнотой.
- Когда-то Киев был матерью Русской Православной Церкви и основным центром русской духовности. Сейчас он находится на территории другого государства – Украины. Насколько этот факт важен для духовного единства русского народа и деятельности Московского Патриархата в целом?
- Важно уточнить, что Киев был центром духовности не только русского, но всех восточнославянских народов, которые ныне по большей части проживают в трех государствах – Белоруссии, России и Украине. Подвижники киевских монастырей, прежде всего Киево-Печерской Лавры, много потрудились для распространения и утверждения православной веры среди восточных славян, способствовав становлению других центров духовности, в том числе на территории современной России. В их ряду совершенно особое место занимает основанная преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева Лавра – обитель, ставшая оплотом Православия и духовным центром Русской Церкви.
Исключительно важное значение Киева как одного из центров православной духовности, безусловно, сохраняется и в настоящее время. Изменение государственных границ и прочие политические перипетии не смогли искусственно разделить единый церковный организм. Тысячи паломников из Белоруссии и России по-прежнему приезжают в Киев, дабы поклониться святыням этого древнего города, помолиться преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.
Надеюсь, что братство православных восточнославянских народов, пройдя сквозь нелегкий период испытаний, по молитвам святых угодников Божиих возродится в новой силе и славе, дабы свидетельствовать о непоколебимом единстве Православия пред лицом мира сего, терзаемого противоречиями и разделениями.
- Каковы отношения Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, особенно Сербской Православной Церкви?
- Русская Православная Церковь традиционно стремится поддерживать братское соработничество с другими Поместными Православными Церквами, делает все от нее зависящее для сохранения и упрочения богозаповеданного всеправославного единства.
В этом контексте взаимоотношения с Сербской Православной Церковью являются одними из наиболее стабильных и достойных. Волею Промысла Божия исторические судьбы российского и сербского народов оказались тесно переплетены между собой. Россия и Сербия нередко испытывали скорби от общих недругов. Это очень сблизило нас и придало совершенно особый, весьма доверительный характер взаимоотношениям двух Церквей. Мы знаем, что Сербская Церковь является одним из самых надежных наших друзей и союзников, готовых прийти на помощь в трудную минуту. В свою очередь, Сербская Церковь всегда может рассчитывать на нашу поддержку и содействие в решении любых вопросов, которые потребуют нашего участия.
Ярким примером братского сотрудничества Русской и Сербской Православных Церквей стали совместные действия в период недавних военных действий НАТО против Югославии. Русская Православная Церковь прилагала активные усилия к тому, чтобы воздействовать на мировое общественное мнение, обращалась к лидерам стран НАТО, руководству межправительственных и межхристианских организаций. Во время варварских бомбардировок Югославии самолетами НАТО я прибыл в Белград и при огромном стечении народа совершил Божественную литургию вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом. Верю, что Господь услышал наши молитвы и не попустил восторжествовать злу.
- Каковы сегодня отношения Русской Православной Церкви и государства?
- По своей природе и своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное — привести человека к вечному спасению. Людей, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.
Сегодня отношения нашей Церкви с государством, как и в истекшем десятилетии, являются отношениями партнерства при невмешательстве в дела друг друга. Забота о сохранении нравственности, воспитание юношества, социальная работа, миротворчество, возрождение традиционной культуры, взаимодействие с наукой, поддержка семьи и многие другие дела стали точками совместного приложения сил Церкви и государства. Правительственные структуры все более активно привлекают к обсуждению многих национальных и глобальных проблем представителей Православной Церкви, справедливо полагая, что накопленный ею опыт сможет благотворно послужить на благо общества.
- Новые времена приносят новые технологии, новые знания. С другой стороны, Церковь – традиционалистское учреждение. Какие виды церковной деятельности остаются неизменными со времени ее основания? Как Русская Православная Церковь приспосабливается к современности?
- На Юбилейном Архиерейском Соборе были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, отражающие официальную позицию Московского Патриархата по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду проблем, касающихся жизни христианина в современном мире. В документе отражено понимание таких вопросов, как отношение Церкви к светскому праву, труду, собственности, войне и миру, личной, семейной и общественной нравственности, экологии, биоэтике, проблемам глобализации и секуляризма. Этот документ тем более важен, что ныне, когда закончилась эпоха государственного атеизма, мы вынуждены нести свое служение в плюралистическом, секулярном, зачастую враждебном Православию обществе, где четко сформулированное мнение Церкви по тому или иному вопросу позволит ее членам занимать действительно единую позицию в диалоге с окружающим миром.
Священное Писание свидетельствует, что зло – это не просто отступление от добра, но личностная сила, активно действующая среди нас. Новейшие знания и технологии никогда не смогут дать ответ на духовные, нравственные вопросы, стоящие перед человечеством со времен грехопадения. Социальная несправедливость, войны, болезни – трагическая реальность каждой нации и каждого поколения. Церковь на протяжении двух тысячелетий активно участвует в миротворчестве, стремится помогать неимущим и страждущим. Современные технические средства позволяют нести это служение с большей эффективностью и конкретной направленностью. Мы активно используем в своей деятельности средства массовой информации, компьютерные и другие современные технологии, справедливо полагая, что созданные людским разумом возможности необходимо применять на благо каждого человека. Однако догматическое учение Церкви остается неизменным, ибо неизменен Бог, а Его Откровение одинаково ведет человека ко спасению что сегодня, что много веков назад.
- Как Вы оцениваете духовное состояние народа, особенно молодежи? Нужно ли ввести богословие в программу начальной и средней школы для того, чтобы сохранить, оградить и расширить основные моральные ценности?
- Божественное Откровение говорит, что человек есть существо не только физическое, но и духовное, ибо при сотворении Бог “вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт. 2. 7). В каждой личности заложена потребность постоянного общения с Богом, и если она этого общения лишена, то человек обречен на саморазрушение и духовную погибель. С возрождением Церкви Христовой возрождаются души, отравленные безбожием. Общаясь с верующими не только в Москве, но и во время поездок по стране, я вижу признаки истинного духовного воскресения народа, воссоздания Святой Руси. Оно выражается не только в посещении храмов, но и в активном участии многих людей в церковных трудах, в искреннем желании устроить жизнь по правде Божией. Отрадно видеть, что за последнее десятилетие состав прихожан наших храмов значительно омолодился. Юноши и девушки, приходя в церковную ограду, активно включаются в христианское делание.
Наряду с этим, в современном мире существует огромное количество проблем, с которыми в той или иной степени сталкивается любой человек, особенно молодой. Наркомания, алкоголизм, преступность, низкопробная бездуховная псевдокультура, моральный нигилизм не позволяют личности раскрыться в полную меру, не дают человеку возможности реализовать себя как образ и подобие Божие. Православная Церковь никогда не взирала равнодушно на подобные явления. В тесном контакте со многими светскими силами мы пытаемся найти разрешение этих непростых проблем. Церковь постоянно напоминает о том, что без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и умения, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия.
В свете вышесказанного наша Церковь крайне заинтересована во введении преподавания Основ православной этики и православной культуры в средней школе. Такое преподавание во многих местах уже осуществляется, однако оно должно быть поставлено на более прочную правовую основу. Поскольку Россия – страна многоконфессиональная, при подобном преподавании должен учитываться свободный выбор детей и родителей, но совершенно недопустимо положение, при котором этическое воспитание основывается только на безрелигиозных постулатах. Мы также настаиваем на включении в программы высших учебных заведениях специальности “Теология”, дабы у каждого молодого человека была возможность получить богословское образование в светских вузах, как это есть в большинстве стран Европы.
- По преданию, в Москве было сорок сороков церквей и монастырей. Многие из них (как и в других городах России) были разрушены в советское время. Обновление церковной и духовной жизни верующих невозможно без восстановления старых и строительства новых церквей. Означает ли восстановление Храма Христа Спасителя, что этот процесс идет в нужном направлении?
- Последнее десятилетие отмечено возрождением церковной жизни во всей ее многогранности. Одной из главных задач является восстановление порушенных и строительство новых храмов. Несмотря на тяжелые экономические условия, в которых пребывает подавляющее большинство наших соотечественников, храмы Божий созидаются их общим трудом. Только в Москве по сравнению с 1988 годом число действующих храмов увеличилось в 9 раз. Количество монашеских обителей Русской Церкви умножилось более чем в 20 раз. С радостью могу свидетельствовать, что этот благотворный процесс активно продолжается и развивается по всей России, в других странах Содружества Независимых Государств.
Храм Христа Спасителя занимает совершенно особое место в истории не только первопрестольного града, но и всей России, а его воссоздание являлось одним из главнейших дел нашей Церкви за последние годы. Речь в данном случае шла не только о восстановлении церковного здания, но и о всенародном акте покаяния за грех богоотступничества, о восстановлении исторической памяти и преемственности исторических судеб страны. Слово “покаяние” означает глубокое нравственное и мировоззренческое изменение, обретение подлинных, но некогда утраченных ценностей. Вот почему воссоздание Храма Христа Спасителя стало для миллионов наших соотечественников символом воскресения Святой Руси. Как правящий епископ града Москвы не могу не сказать о том, что воссозданный Храм Христа Спасителя стал кафедральным собором столицы, то есть средоточием общей молитвы народа Божия.
- Каково положение Русской Православной церкви за рубежом? Можно ли говорить, что позитивные перемены, которые произошли за последнее десятилетие в России по отношению к Церкви, таким же образом отразились на духовной жизни русских в зарубежье?
- За прошлый век многие наши соотечественники по разным причинам покинули Родину и устраивали свою жизнь на чужбине. Главным, что помогло им сохранить самобытность, была Православная Церковь, не оставлявшая без окормления никого, кто прибегал к ее живительному источнику благодати. Приходы Московского Патриархата существуют во многих странах на всех континентах. Сегодня наша Церковь – наиболее многочисленная по количеству верующих, епархий и приходов в семье братских Поместных Православных Церквей. Это налагает на нас особую ответственность за развитие православной жизни во всем мире, особенно в тех странах, где возможно и необходимо православное миссионерское служение и где присутствует диаспора нашей Церкви.
Последние десять лет число наших пасомых, пребывающих за пределами канонической территории, заметно увеличилось. К тому же сотрудники посольств, торговых и иных учреждений, в отличие от прежних времен, не должны более скрывать своей веры. Мы прилагаем немало усилий для поднятия духовного и образовательного уровня духовенства, несущего послушание за рубежом.
Отрадно видеть, что приходская жизнь русской диаспоры, исходя из специфических условий жизни в той или иной стране, развивается согласно православной традиции. Строятся новые храмы, создаются воскресные школы, проводится катехизация, осуществляется социальное служение. И мы всегда помним: Церковь призвана объединить соотечественников, поддержать их в трудную минуту, помочь сохранить свой духовный и культурный идентитет.
- С точки зрения кадров священнослужителей, помня тяжелые последствия советской власти, готова ли Русская Православная Церковь сегодня удовлетворить требования времени?
- В годы советской власти были закрыты все духовные учебные заведения: академии, семинарии, епархиальные училища. Лишь после окончания войны власти разрешили открыть две Духовные академии и несколько семинарий, причем некоторые из последних прекратили существование во время гонений 60-х годов. В послевоенное время в этих учебных заведениях трудились преподаватели и профессора, получившие образование в дореволюционной духовной школе, и таким образом осуществилась преемственность поколений. После прекращения политики государственного атеизма мы смогли начать воссоздание богословской школы. Сейчас в Русской Церкви – почти 100 духовных учебных заведений, а число студентов исчисляется многими тысячами.
Сегодня мы можем свидетельствовать о Истине Христовой в полный голос. Пастырская проповедь звучит с амвонов храмов, в средствах массовой информации, в воинских частях, в местах лишения свободы, в школах и университетах. От православного пастыря ныне требуется не только умение совершать богослужение, но и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении сложнейших проблем, которые ставит перед христианами современная действительность. Несмотря на то, что дефицит кадров духовенства ощущается и сегодня, мы стараемся подготовить людей, способных на высоком духовном, нравственном и интеллектуальном уровне выполнять миссию, возлагаемую на них Церковью.
- Мы выходим из периода атеизации. Какие ценности Православная Церковь может предложить светскому обществу с целью духовного обновления народа, что Вы в этом смысле могли бы предложить сербам и черногорцам в Югославии?
- Христианству присущ абсолютный характер понимания истины. Современный человек осознает, что, несмотря на успехи цивилизации, личность не становится благороднее. Разум и совесть обличают жизнь, не преображенную высшим смыслом, лишенную подлинной радости, не просветленную надеждой на будущее, которое простиралось бы за пределы земного бытия. Личность, погруженная в стихию индивидуальных мирских интересов, постепенно осознает, как мало в ее делах, словах и мыслях правды, искренности, милосердия.
Православная Церковь, верная истине Христовой на протяжении двух тысяч лет, проповедует Евангелие Царства Божия, свидетельствуя о любви Господа к людям и об ответственности каждого из нас за судьбы ближних и всего мира. Если человек верит, что с физической кончиной жизнь его не прекращается, но продолжается в мире духовном, если он прилагает усилия для вечного спасения и для творческой реализации на земле, если он постоянно соотносит свои мысли и дела с заповедями Господа и старается быть соработником Ему, то окружающий мир преображается.
Годы атеизма показали, что любая деятельность, совершаемая в отрыве от Творца, обречена на неудачу. Но, даже видя множество зла, мы должны не отчаиваться, но твердо хранить спасительную веру, стараясь удерживать мир от падения в бездну и трудиться ради его духовного обновления на началах Христовой Истины. Мы знаем, как много дало христианство человеческой истории за два тысячелетия. Знаем и о том, что “весь мир лежит во зле” (1 Ин. 5. 19), а отдаление современного человека от Бога становится угрожающим. Но никто не может отнять у Церкви великого обетования Божия: “Сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5. 4).
От всего сердца хочется пожелать многострадальным братским народам — черногорскому и сербскому – благоденствия и процветания. Пусть Всемилостивый Господь в наступившем тысячелетии явит Свою любовь и милость каждому человеку, приходящему в мир.