Визит Папы не принес и не мог принести умиротворение в межконфессиональную напряженность на Украине (2001 г.)
Ответы на вопросы информационного агентства «Интерфакс».
- Святейший Владыко, как, по-Вашему, изменится характер отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами после визита папы Иоанна Павла II на Украину?
- Тот факт, что этот визит прошел без согласования с крупнейшей на Украине канонической Православной Церковью и даже без официального извещения возглавляющего ее Блаженнейшего митрополита Владимира, не может не вызывать глубокого огорчения. Ибо подобное игнорирование позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата свидетельствует о фактическом отходе Рима от буквы и духа II Ватиканского собора, назвавшего Православные Церкви «Церквами-Сестрами». Просьба Блаженнейшего митрополита Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви отложить планировавшийся папский визит ввиду его неподготовленности не была услышана, и несвоевременный приезда Папы на Украину стал фактом. Разумеется, прошедший таким образом визит не принес и не мог принести умиротворения в межконфессиональную напряженность, не способствовал он и справедливому решению острой проблемы дискриминации православных по религиозному признаку на Западной Украине. Открытым остался и вопрос о католическом прозелитизма канонической территории Русской Православной Церкви.
Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что стремление Ватикана осуществить визит Папы на Украину любой ценой отрицательно скажется на нынешнем состоянии православно-католического диалога. Очевидно, что в будущем от Рима потребуются целенаправленные усилия и конкретные шаги, направленные на восстановление взаимопонимания и сотрудничества с православным миром.
Вместе с тем у Русской Православной Церкви сохраняются добрые, поистине христианские отношения с некоторыми епархиями Римскокатолической Церкви и даже целыми национальными епископскими конференциями, а также с рядом монастырей, издательств. Это сотрудничество, которое зиждется на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга, будет развиваться и впредь. Русская Православная Церковь делала и делает все от нее зависящее, чтобы ее отношения с официальным Ватиканом характеризовались взаимным доверием и стремлением к сотрудничеству, чтобы были наконец исцелены кровоточащие раны прошлого. Однако, как вы понимаете, всякий диалог – это улица с двухсторонним движением, и его успех зависит не только от нас.
- Ваше Святейшество, как Вы относитесь к перспективе создания автокефальной Православной Церкви Украины, о начале которого заявили недавно руководители так называемых «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви”?
- Упомянутые религиозные организации – неканонические, они появились в результате раскола. Поэтому они не признаны ни одной Православной Церковью в мире, никто из канонических архиереев не состоит с ними в общении. Когда-то они уже составляли одно целое, потом разделились (может быть, не всем желающим достались тогда епископские кафедры). Если хотят снова объединиться – это их дело. Но лучше бы они подумали, как им вернуться в лоно единственно законной, общепризнанной в каноническом отношении Церкви, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ведь Украинская Православная Церковь имеет широкие права самоуправления, она руководствуется собственным Уставом, имеет свой Синод, свои Архиерейские Соборы. Будет ли эта Церковь со временем автокефальной – зависит прежде всего от самих украинских верующих. Если они, во главе со своими епископами и священниками, единодушно этого захотят, то автокефалия может быть получена правильным, каноническим путем. Но в настоящее время мы видим, что по этому вопросу есть самые разные мнения. Значит, надо иметь терпение. Потому что в Церкви нельзя принимать такие решения, которые способны вызвать новые разделения. Церковь сильна единством.
Имея горячее желание восстановить единство православных верующих на Украине, мы готовы вести диалог с теми, кто от Церкви отпал. Мы к ним относимся с любовью, они нам не чужие, даже если некоторые из них хулят нас. И ради блага Церкви, ради блага народа Украины мы готовы обсуждать вопрос об исцелении раскола со всеми, кто хочет помочь этому делу. Такое желание высказывал, например, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, – и мы неоднократно обсуждали украинскую тему на встречах делегаций наших двух Патриархатов, обменивались письмами по этому вопросу, посылали совместную делегацию в Киев. Договорились и о дальнейших шагах. Однако нас очень удивило, когда мы из сообщений прессы узнали о недавнем визите украинских раскольников в Константинополь, об участии Константинопольских иерархов в созданной ими совместной комиссии, о будто бы разработанном плане создания на Украине какой то новой «единой поместной Церкви». С нами и с представителями канонического Православия на Украине не только не посоветовались -даже не поставили в известность. И лишь когда, отвечая на вопрос журналистов, представитель нашей Церкви высказал недоумение по этому поводу, – только тогда из Константинополя было получено официальное сообщение (спустя две недели), что да, действительно такая встреча была.
Это не по-братски. Так не принято поступать в семье Православных Церквей.
Священные каноны никому не позволяют вмешиваться в дела другой Поместной Церкви. В результате подобных действий не только не восстановится единство на Украине – может возникнуть глубокий кризис и разделение в мировом православном сообщест-ве. А для народа Украины последствия могут оказаться самыми тяжелыми – обострится противостояние в обществе, возникнет новая угроза целостности страны… Впрочем, я все же хочу надеяться на пастырскую мудрость и осмотрительность Патриарха Варфоломея. Говорят, на ошибках учатся – может быть, печальный пример Эстонии поможет сделать правильные выводы.