О современном состоянии Церкви (2001 г.)
Журнал “Famiglia Cristiana” (Италия), 2001 год.
- Прошло десять лет с того момента, как рухнул атеистический советский режим. Какова духовная ситуация в сегодняшней России? В какой степени осуществились надежды на религиозное возрождение страны?
– Семидесятилетний период жестоких гонений на Церковь не смог уничтожить религиозное чувство в сердцах россиян. Даже в самые трудные годы многие смогли сохранить веру и исповедовать ее перед окружающими. Однако воспиталось несколько поколений людей, слишком мало знающих о христианстве, далеких от глубокой церковности. Поэтому возвращение людей к вере, их новое воцерковление, то, что мы называем Вторым Крещением Руси, никогда не виделось как легкий и беспроблемный процесс. Не уповали мы и на скоротечную “моду на религию”, ведь мода всегда быстро приходит и быстро уходит.
Но хотел бы засвидетельствовать: души многих наших соотечественников, некогда оскверненные неверием, ныне возрождаются. Это происходит в каждом приходе, в городах и селах, безо всякой рекламной кампании и без какого-либо указания из центра. Общаясь с верующими в Москве, во время архипастырских поездок по России и странам Содружества Независимых Государств, я вижу признаки истинного духовного обновления. Оно выражается не только в посещении людьми храмов во время богослужения, но и в активном участии многих прихожан в трудах милосердия, в просветительской деятельности, в устроении окружающей жизни по правде Божией. Особенно заметно это в местах лишения свободы, где люди, совершившие тяжкие преступления, строят церкви и приносят в них покаяние за грех, содеянный против Бога и ближнего.
Впрочем, думается, что это только начало благодатного процесса церковного возрождения, воссоздания Святой Руси. Нам, православным пастырям, необходимо прилагать немалые усилия, дабы помочь соотечественникам найти путь к храму, а через храм – к преображению светом Христовой истины. Мы помним слова апостола Петра: “Пасите Божие стадо, какое у вас,… подавая пример стаду” (1 Пет. 5. 2-3).
- В последние годы Русская Православная Церковь неоднократно высказывала озабоченность активностью сект и псевдорелигиозных групп и их экспансией на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Каково положение в этой сфере сегодня? Каковы, по мнению Вашего Святейшества, первые результаты действия нового закона о свободе совести, принятого в 1997 году?
– Проблема деструктивных сект сегодня несколько ослабла – люди после краткого ослепления разобрались, где истина, а где ложь, где подлинное духовное удовлетворение, а где мрачные наваждения и самообман. Это сыграло главную роль в преодолении опасности массового увлечения сектами, которые еще недавно намеревались поработить чуть ли не весь бывший Советский Союз. Помог и новый Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Конечно, он не мог уврачевать людские души, научить истинной вере. Но он предоставил обществу возможность защитить себя от произвола псевдорелигий посредством суда и гражданского действия.
К сожалению, многие секты и сегодня продолжают активно действовать в России и других странах СНГ, стремясь повлиять в первую очередь на образованные и влиятельные силы общества – студентов, журналистов, предпринимателей, политиков. Мы не призываем к репрессивным мерам, но имеем право считать, что эта деятельность вредна, поскольку лишает людей спасения и вечной жизни. Поэтому наша Церковь предупреждает о пагубности тоталитарных сект, призывает общество противодействовать им.
- Что Вы думаете об отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью?
– Эти отношения могут и должны находиться в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Современный мир как никогда остро нуждается в совместном свидетельстве о Христе. Поэтому отношения между Церквами, несмотря на все различия между ними, должны представлять из себя конструктивный, братский диалог и соработничество на ниве Христовой, а не конкуренцию и соперничество. Очень, хотелось бы, чтобы Россия и все пространство Содружества Независимых Государств явились полем для сотрудничества, при котором каждая конфессия окормляла бы свою традиционную, исторически сложившуюся паству, а не стремилась бы любой ценой к обращению в свое исповедание людей, насильственно отторгнутых безбожной властью от веры отцов.
- Как Вы относитесь к планам Папы Иоанна Павла II посетить Украину?
– Насколько мне известно, данный визит носит прежде всего межгосударственный характер, так как Папа собирается посетить Украину по приглашению ее светских властей. Однако религиозный, церковный характер поездок главы государства Ватикан, являющегося главой Римско-Католической Церкви, естественен и неизбежен. В этом смысле представляется весьма разумной существующая практика, когда еще на стадии подготовки визита Папы в ту или иную страну Ватикан входит в контакт с руководством господствующей в данной стране конфессии или религиозного течения, чтобы получить согласие на планируемую поездку.
Случай же с готовящейся в настоящее время поездкой Папы в Украину представляется исключением из этого правила. Как сообщалось в средствах массовой информации, церковной стороной, приглашающей Папу, является епископат Украинской Греко-Католической Церкви. Между тем, большинство верующих Украины являются православными и принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, единственной канонической православной юрисдикции на территории этой страны.
Странным образом, глава этой Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) никак официально не был извещен Ватиканом о планирующейся поездке Папы Иоанна Павла II. Более того, на просьбу к Папе отложить визит в Украину, содержащуюся в письме, текст которого был одобрен епископатом Украинской Православной Церкви 22 января сего года, Ватикан ответил подтверждением своих первоначальных планов.
С самого начала подготовки данного визита руководством Римско-Католической Церкви было заявлено, что он рассматривается в качестве одного из этапов в процессе улучшения отношений с Русской Православной Церковью. Если подобная цель действительно ставится Ватиканом, то, как мне представляется, лучшим путем к ее достижению будет прислушаться к просьбе Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и внять аргументам, приведенным в его письме.
- Недавно Вы говорили о некотором “политическом давлении” на Русскую Православную Церковь с целью сделать ее более благосклонной к визиту Папы Иоанна Павла II в Россию. Чего хотят добиться с помощью этого давления?
– Если повнимательнее присмотреться к ситуациям с визитами Папы в традиционно православные страны, как уже имевшими место, так и еще планирующимися, то можно увидеть, что практически в каждом случае именно государство оказывало давление на Священноначалие той или иной Поместной Православной Церкви, чтобы заручиться ее согласием на визит. Практически в каждом из этих случаев цель государственных структур была чисто политической – продемонстрировать с помощью приглашения Папе свою открытость западному миру и приверженность его ценностям. Политические деятели, безусловно, вольны сами выбирать направление своей деятельности, но это не должно происходить путем вмешательства в сферу межцерковных отношений и принесения в жертву политике интересов Поместной Православной Церкви.
Голоса, призывающие Русскую Православную Церковь проявить больше “сговорчивости” в вопросе о возможном визите Папы, раздаются и в России. Но мы все-таки надеемся на государственную мудрость руководства нашей страны, которое не раз продемонстрировало понимание того, что область взаимосвязей с Ватиканом неразрывно объединяет межгосударственные и межцерковные отношения.
- Что, с Вашей точки зрения, должно быть предпринято, чтобы отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью действительно улучшились?
Необходимо окончательно решить две проблемы, о которых всегда приходиться говорить, когда речь идет о взаимоотношениях между нашими Церквами – ситуации конфликта между православными и греко-католиками на Западной Украине и католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви.
В первом случае нужно, опять же, чтобы были учтены интересы обеих сторон, а не только одной – греко-католической, как это происходит сейчас. Только при таком условии возможны подлинно мирные отношения между двумя конфессиями в этом регионе, а не их видимость.
В случае с проблемой католического прозелитизма в России и других странах СНГ, православное население которых окормляется нашей Церковью, единственным конкретным решением может быть прекращение миссионерской деятельности католических структур в отношении людей, никогда традиционно не принадлежавших к Католической Церкви. Хочу сразу оговориться, что мы не против католического присутствия в России и на остальном пространстве Содружества вообще, ибо эти огромные территории объединяют множество народов, культур и традиций. Но это присутствие должно соответствовать реальным пастырским нуждам, а не быть рассчитанным на увеличение паствы с помощью миссии среди окружающего населения. Мы всегда говорим об этом, потому что, как правило, миссионерская деятельность католических структур направлена именно на традиционно православное население, которое за годы государственного атеизма было отторгнуто от своих корней. В такой непростой области, как миссионерство, нам следует, по моему глубокому убеждению, отказаться от небратского соревновательного подхода и поддерживать отношения открытости, честности, взаимного доверия и уважения к традиционным сферам пастырской ответственности друг друга.
- Согласно всем проводившимся исследованиям, Русская Православная Церковь – одна из самых влиятельных сил в обществе. Где, на Ваш взгляд, корни этого явления? Что может Русская Православная Церковь сделать еще, чтобы увеличить свою популярность?
– Тот факт, что большинство россиян доверяет Церкви больше, чем какому-либо общественному или политическому институту, свидетельствует о сохраняющемся и возрождающемся религиозном самосознании народа, о понимании им приоритета духовной жизни над всеми земными процессами, в том числе экономическими и политическими. Проповедь о Боге, возлюбившем мир и отдавшем Сына Своего для спасения человеческого рода, по-прежнему не оставляет людей равнодушными. В то же время я хорошо понимаю, что доверие людей налагает на Церковь и особенно на ее пастырей огромную ответственность перед Богом, народом и историей. Окончательную оценку нашим трудам даст лишь Творец, “ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь” (2 Кор. 10. 18).
В последние годы Церковь получила возможность свободно осуществлять свою миссию. Мы активно взаимодействуем с государственной властью в социальном служении, в трудах воспитания и просвещения, в деле сохранения культурного наследия, в миротворческой работе и многих других областях. Но в миссионерстве мы стараемся полагаться на собственные силы, развивая его в России и других странах Содружества, а также среди русской диаспоры. Мы не желаем перенимать опыт некоторых протестантских конфессий, навязывающих проповедь людям, которые не желают ее слушать, и доводящих популяризацию христианства до его чрезмерного упрощения. Наша Церковь стремится донести до людей всю глубину и полноту Православия, возводя разум и душу верующих “в меру полного возраста Христова” (). Для этого, конечно, мы используем не только проповедь в храмах, но и современные средства информации. За последнее время изданы тысячи православных книг, появились десятки церковных газет и журналов, есть немало радио- и телепрограмм, видеостудий, интернет-страниц.
- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви недавно утвердил ее социальную доктрину. В чем, по Вашему мнению, состоит важность этого документа?
– Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденные на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе прошлого года, отражают официальную позицию Московского Патриархата по вопросам церковно-государственных отношений, а также по ряду общественно значимых проблем. Здесь подробно обозначено отношение Церкви к нации и государству, политике, труду, собственности, войне и миру, личной и общественной нравственности, вопросам биоэтики и экологии, международным отношениям, процессу глобализации и многим другим волнующим общество темам. Данный документ ныне является руководством для пастырей, ежедневно сталкивающихся с новыми явлениями в жизни общества и призванных давать этим явлениям подлинно церковную, свободную от субъективизма оценку. Основы социальной концепции являются долгосрочной программой церковно-общественной деятельности, основанной на богословском осмыслении места Церкви в современном мире.
Подобный документ принимается впервые в истории Вселенского Православия. Надеюсь, что он поможет и другим Православным Церквам выработать собственную позицию по общественным проблемам. Это особенно необходимо в условиях интеграционных процессов в Европе, когда вырабатываются общие правовые нормы Европейского Союза. Глубоко убежден: при этом нельзя не учитывать культурной и духовной самобытности православных народов, их многовековых традиций.
Не хотите ли Вы в связи с предстоящей Святой Пасхой пожелать что-то итальянским католикам?
– Мира, радости, духовного возрастания, помощи Божией в добрых делах желаю каждому читателю журнала “Famiglia Cristiana”. Народу Италии да дарует Господь благоденствие и процветание. Пусть Воскресший Господь умиротворит и преобразит жизнь всей человеческой семьи.