Оветы на вопросы пресс-службы Украинской Православной Церкви (2001 г.)

Пресс-служба Украинской Православной Церкви (www.orthodox.org.ua) опубликовала интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Текст интервью приводится ниже.

- Ваше Святейшество, недавно состоялась Ваша встреча с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Как Вы можете прокомментировать ее итоги?

- Встреча с Леонидом Даниловичем была весьма полезной. Мы обсудили существующие проблемы и трудности, обменялись мнениями о возможности их преодоления. В частности, в ходе диалога затрагивалась тема автономии Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, обладает сейчас правами широкого самоуправления. Мы согласились с тем, что идея автономии может быть реализована только в случае ее солидарной поддержки священнослужителями и верующими Украины. Епископат, клир и народ Божий должны сами определить, необходима ли автономия Украинской Православной Церкви. Вмешательство со стороны, навязывание каких-либо решений сверху не приведет к положительным результатам.

Кроме того, я поделился с Л.Д.Кучмой озабоченностью в связи с притеснениями верующих Украинской Православной Церкви на западной Украине. Я передал Президенту справку с информацией о том, где права верующих Украинской Православной Церкви ущемляются и подвергаются неправомерным ограничениям.

Подробнее: Оветы на вопросы пресс-службы Украинской Православной Церкви (2001 г.)

Премудрость и величие Творца (2001 г.)

«ПРЕМУДРОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ТВОРЦА». Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу «Аэрокосмический курьер»

«Аэрокосмический курьер» №6 ноябрь-декабрь 2001 года

- Ваше Святейшество, мне неоднократно приходилось видеть Вас и других представителей Русской Православной Церкви на проводах космонавтов в полет, на испытаниях новой авиационной техники, других мероприятиях, проводимых авиакосмическим сообществом России. Не могли бы Вы прокомментировать, чем обусловлен незатихающий интерес Русской Православной Церкви к полетам человека сначала в околоземное пространство и уже в новейшей истории — в космос?

— Сегодня космические полеты стали, пожалуй, почти что привычными. Но стоит вспомнить, что впервые полет человека в космос совершился всего 40 лет назад. Поныне здравствуют многие люди, для которых космические одиссеи были связаны исключительно с научной фантастикой. Полет Юрия Гагарина, нашего соотечественника, открыл новую эпоху. В русском языке слово «эпоха» означает долгий отрезок времени, объединенный одним значительным событием. Действительно, выход человека в космос и космические исследования оказали глубочайшее влияние на всю нашу жизнь, от бытовой техники до обширных сфер человеческой деятельности: политики, экономики, культуры. Человек издавна хотел прикоснуться к тайнам звездного неба. понять свое место в сотворенном Богом великом мире. И вот в ХХ веке во многом благодаря усилиям российской науки, наших рабочих и воинов, давняя мечта человечества осуществилась.

Подробнее: Премудрость и величие Творца (2001 г.)

Цикл бесед с Патриархом Алексием (2001 г.)

Еженедельник "Собеседник" №№38-42 2001 г. Цикл бесед с Патриархом Алексием II.

Мы специально не стали ставить над этим материалом броскую рубрику «эксклюзив», хотя нам приятно, что именно наш спецкор Михаил Сердюков — в числе собеседников Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Многочасовые беседы с пастырем нации легли в основу новой книги. Мы публикуем лишь короткие главы из нее.

— Ваше Святейшество, считаете ли Вы себя человеком, способным что-либо изменить в этом мире? 

— Понимаете, без воли Божией не делается ничего. 

— Ничего хорошего? 

— Вообще ничего. Поэтому, когда я слышу, как мне говорят: «Вы сделали многое», «Вы творите историю», «сверх меры отдаете себя» и т.д., я напоминаю слова псалма: «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему подобает честь и слава!» Все мы являемся лишь исполнителями того, что совершается по воле Божией. Разве возможно было бы сегодня возрождать в нашем обществе православную веру, если бы не было на то воли Божией — если бы не рухнула советская империя с ее коммунистической идеологией? 

— И Вы даже в самых своих дерзновенных помыслах не предполагали, что такое может случиться с Советским Союзом? 

— Не предполагал. 

Подробнее: Цикл бесед с Патриархом Алексием (2001 г.)

В России установились новые отношения между Церковью и государством (2001 г.)

Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II телепрограмме «Подробности» (РТР) 3 сентября 2001 года.

Корреспондент: Сегодня у нас специальный выпуск, и для этого есть особый повод. Пастырский жезл стал символом архиерейского служения с того самого момента, когда Основатель христианской Церкви сказал Своим ученикам: “Пасите овец моих”. Вот уже сорок лет архипастырский жезл находится в руках у Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1961 году архиепископ (впоследствии митрополит) Никодим рукоположил архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского. За эти годы многое изменилось. Изменились люди, изменилась власть, изменилась страна. И вот сегодня мы в гостях у Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Здравствуйте, Ваше Святейшество, поздравляю Вас с юбилеем от себя лично, от нашей программы, от нашей телекомпании.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: — Спасибо.

– Вы многое видели на своем архипастырском веку. Расскажите, пожалуйста, какое событие особенно запомнилось, что произвело на Вас наиболее сильное впечатление.

— За 40 лет очень многое изменилось в отношениях между государством и Церковью, многое за эти годы изменилось и в жизни самой Церкви. Моя архиерейская хиротония состоялась в Таллинском Александро-Невском соборе 3 сентября 1961 года. Первые годы моего архиерейского служения пришлись на время правления Никиты Сергеевича Хрущева, начавшего новую волну гонений на Церковь. Сразу же после хиротонии меня поставили в известность, что до 1 октября я обязан закрыть 36 «нерентабельных» православных приходов и Пюхтицкий Успенский женский монастырь, так как в его помещениях планируется устроить Дом отдыха шахтеров. Мне стоило больших усилий доказать, что я не могу начинать епископскую деятельность с закрытия монастыря и приходов.

Подробнее: В России установились новые отношения между Церковью и государством (2001 г.)

Православие перед лицом стихий мира (2001 г.)

Македонский журнал "Премин" № 5, сентябрь-октябрь 2001 года.

- В чем суть Вашего послания Президенту Македонии Борису Трайковскому? Какова, на Ваш взгляд, причина разгорания нынешнего конфликта? Являются ли великодержавные амбиции источником взаимного непонимания на Балканах?

- Мы испытываем чувство особенного родства со славянским народом Македонии. Ведь, кроме общей принадлежности к славянской семье, нас соединяет православная вера, которой сформированы история и культура наших народов. Поэтому в трудное для македонцев время, когда террористы нарушают покой и мирную жизнь жителей страны, когда ломаются судьбы людей, льются кровь и слезы, я счел необходимым свидетельствовать о братских чувствах и выразить поддержку Русской Православной Церкви народу и государственному руководству Македонии.

Подробнее: Православие перед лицом стихий мира (2001 г.)

Высокое служение (2001 г.)

Газета "Труд", 4 сентября 2001 года.

Незабываемое

- Ваше Святейшество! Прежде всего, разрешите от имени коллектива “Труда” и его читательской аудитории сердечно поздравить Вас с 40-летием Вашей архиерейской хиротонии. Каким запомнился Вам день 3 сентября 1961 года, как происходило посвящение Вас в епископское достоинство?

- От всего сердца благодарю уважаемую газету и ее читателей за теплые слова поздравления в связи с юбилеем моего служения в сане епископа Русской Православной Церкви. Это поистине незабываемое событие в жизни священнослужителя, который Промыслом Божиим призывается к великому, страшному и святому апостольскому деланию.

Доныне во всех подробностях вижу день 2 сентября 1961 года, когда в таллинском Александро-Невском соборе архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Горьковский и Арзамасский Иоанн и епископ Костромской и Галичский Никодим совершили наречение меня, архимандрита Алексия, во епископа Таллинского и Эстонского.

Подробнее: Высокое служение (2001 г.)

Слава Богу за все! (2001 г.)

Интервью радиостанции “Голос России” (3 сентября 2001 года).

Сорок лет минуло с моей архиерейской хиротонии. За это время многое изменилось – и в жизни Церкви, и в жизни нашей страны. Четыре десятилетия тому назад было трудное время для Русской Православной Церкви. То был период массового административного закрытия храмов при Н.С.Хрущеве. И мне с первых дней моего епископского служения пришлось столкнуться с этими проблемами. Вскоре после епископской хиротонии мне сообщили, что еще мой предшественник по Таллинской и Эстонской кафедре епископ Иоанн был уведомлен о том, что с 1 октября 1961 года должны быть закрыты Пюхтицкий Успенский женский монастырь и 36 приходов, в основном эстонских, по причине их “нерентабельности”.

Подробнее: Слава Богу за все! (2001 г.)

В последние годы паства Русской Православной Церкви значительно омолодилась (2001 г.)

Газета “Дело” (Словения), 2001 год.

- Как развиваются сегодня отношения между Церковью и государством? Государство вернуло всю собственность Церкви? Сколько церквей и монастырей было в советское время и сколько сейчас? Каковы Ваши личные впечатления о Президенте Путине?

– Сегодня в России Церковь и государство стараются построить свои взаимоотношения на основе свободного взаимодействия, направленного на благо людей. Церковь является богочеловеческим организмом, и поэтому, с одной стороны, обладает неизменной таинственной природой, а с другой – действует во внешнем мире, вступая в соприкосновение с государством. История знает немало примеров, когда государственные институты по тем или иным причинам были парализованы, и именно вокруг Церкви сплачивались лучшие силы общества. Наша Церковь сотрудничает со светской властью в области совершенствования законодательства, сохранения культурного наследия и общественной нравственности, разрешения социальных проблем, в образовательной и гуманитарной сферах.

Подробнее: В последние годы паства Русской Православной Церкви значительно омолодилась (2001 г.)

Сегодня мы можем свидетельствовать об Истине Христовой в полный голос (2001 г.)

Газета "Дан" (Черногория) № 687, 2001 год.

- Завершилось второе тысячелетие. Все это время учение Христа вопреки кризисам, остановкам и разделениям из поколения в поколение ширилось и находило новых сторонников. Как Вы видите будущее христианства не только в смысле отношений с другими вероисповеданиями, но и с точки зрения взаимоотношений Православия и католичества?

- Двухтысячелетняя история христианства показала непреложность слов Господа о том, что врата ада не одолеют Церкви (Мф. 16. 18). Мы веруем: слово Божие будет проповедоваться в мире до второго и славного пришествия Господа Иисуса Христа. Однако сложность современного бытия явно диктует необходимость объединения усилий всех христиан для активного сопротивления злу и для созидания жизни на евангельских основах.

Подробнее: Сегодня мы можем свидетельствовать об Истине Христовой в полный голос (2001 г.)

Церковь старается напоминать властям, что любые преобразования должны идти на пользу людям (2001 г.)

Интервью итальянскому информационному агентству "АНСА".

1. Вопрос: Какова, на Ваш взгляд, роль христианской Руси в мире?

Ответ: Однажды избрав Русь, Господь повел ее Своими путями к тайнам Небесного Царства. “Свет Христов просвещает всех”, – произносит священник во время одного из православных богослужений. Славянская душа оказалась чрезвычайно восприимчивой к этому свету, благодаря чему семья христианских народов значительно расширилась, обогатившись новой самобытной культурой. Единство в вере положило начало общей истории южных и восточных славян, скрепило их государственность, помогло выстоять в борьбе с неприятелями. Возникла православная цивилизация, в которой соединились опыт прошлого, забота о настоящем и устремленность в будущее. Ее отличием стал приоритет духовных ценностей в личной, общественной и государственной жизни, при чем материальное благополучие полагалось не самоцелью, а лишь вспомогательным средством, призванным поддерживать земное бытие, устремленное в вечность. Евангельские заповеди были и остаются нравственным императивом в жизни многих поколений православных христиан. В течение ХХ века, наверное, немногие обращались к ценностям этой цивилизации. Страны Запада, накопившие огромные финансовые ресурсы и поставившие себя в центр мировой политики, во многом пошли по пути потребительства, уверовав во всемогущество экономических механизмов, соединенных с научным прогрессом и демократическими структурами власти. Центральная и Восточная Европа оказалась под влиянием другой идеологии, сторонники которой вознамерились построить «земной рай» средствами социальной борьбы. Но убежден, что наступающее время сделает православное наследие более востребованным в мире. Ведь политические, экономические, экологические, нравственные кризисы, переживаемые повсюду, требуют глубокого духовного ответа, требуют перемены мышления и образа жизни. Православие, с его идеалами аскетизма, самоотречения, общинности, может помочь найти выход из тупика.

Подробнее: Церковь старается напоминать властям, что любые преобразования должны идти на пользу людям (2001 г.)

Визит Папы не принес и не мог принести умиротворение в межконфессиональную напряженность на Украине (2001 г.)

Ответы на вопросы информационного агентства «Интерфакс».

- Святейший Владыко, как, по-Вашему, изменится характер отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами после визита папы Иоанна Павла II на Украину?

- Тот факт, что этот визит прошел без согласования с крупнейшей на Украине канонической Православной Церковью и даже без официального извещения возглавляющего ее Блаженнейшего митрополита Владимира, не может не вызывать глубокого огорчения. Ибо подобное игнорирование позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата свидетельствует о фактическом отходе Рима от буквы и духа II Ватиканского собора, назвавшего Православные Церкви «Церквами-Сестрами». Просьба Блаженнейшего митрополита Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви отложить планировавшийся папский визит ввиду его неподготовленности не была услышана, и несвоевременный приезда Папы на Украину стал фактом. Разумеется, прошедший таким образом визит не принес и не мог принести умиротворения в межконфессиональную напряженность, не способствовал он и справедливому решению острой проблемы дискриминации православных по религиозному признаку на Западной Украине. Открытым остался и вопрос о католическом прозелитизма канонической территории Русской Православной Церкви.

Подробнее: Визит Папы не принес и не мог принести умиротворение в межконфессиональную напряженность на...

Чем нам близок Ближний Восток (2001 г.)

Газета "Россiя" от 12 июля 2001 года.

Продолжающийся кровопролитный конфликт на Ближнем Востоке не может оставить безучастными наших верующих соотечественников – мусульман, евреев и христиан. Противостояние людей на Святой земле трех авраамических религий втягивает в свою орбиту миллионы их последователей в нашей стране. Тревога и боль за происходящее объединяет многих представителей духовенства. Разумеется, оценки ими событий на Ближнем Востоке не всегда и не во всем совпадают. Но не подлежит сомнению их стремление содействовать мирному и справедливому разрешению конфликта. 

– Разделяет ли Русская православная церковь ответственность нашей страны как коспонсора мирного процесса на Ближнем Востоке? В чем выражается эта ответственность?

– Наша Церковь имеет многовековую глубокую духовную связь со Святой землей, где воплотился, проповедовал, был распят и воскрес Господь Иисус Христос. «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня, десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136. 5-6) – эти слова псалмопевца Давида не ушли в историю вместе с Ветхим Заветом. Они актуальны для каждого христианина, который живет воспоминаниями, связанными со Святой землей. Поэтому внимание нашей Церкви к происходящему на Ближнем Востоке далеко не случайно. Мы скорбим, видя, как там льется кровь, как оскверняются древние святыни разных религий. Мы молимся о мире, стараясь прилагать усилия для того, чтобы все народы, населяющие эту землю, прекратили насилие и пришли к согласию, разрешив существующие споры по справедливости, но только путем диалога. Сегодня мирный процесс переживает нелегкую стадию. Некоторым кажется, что надежды на урегулирование конфликта уступают перед новой волной ожесточения. Но христиане продолжают верить в добрую волю людей, в помощь Божию на пути к примирению. Надеюсь, так же думают и верующие других религий. Роль России на Ближнем Востоке традиционно была высокой. Сегодня эта роль может быть значительно усилена. И Русская церковь всецело поддерживает дипломатические усилия нашего государства в этом регионе. Многие на Ближнем Востоке верят в Россию, надеются на нее. Оправдать эти надежды, не отвергнуть этой веры, быть искренними поборниками справедливого мира – вот в чем смысл нашей ответственности, которую несет не только дипломатическое ведомство и даже не только государство, но и весь наш народ, все, кому дорога Святая земля.

Подробнее: Чем нам близок Ближний Восток (2001 г.)

О современном состоянии Церкви (2001 г.)

Журнал “Famiglia Cristiana” (Италия), 2001 год.

- Прошло десять лет с того момента, как рухнул атеистический советский режим. Какова духовная ситуация в сегодняшней России? В какой степени осуществились надежды на религиозное возрождение страны?

– Семидесятилетний период жестоких гонений на Церковь не смог уничтожить религиозное чувство в сердцах россиян. Даже в самые трудные годы многие смогли сохранить веру и исповедовать ее перед окружающими. Однако воспиталось несколько поколений людей, слишком мало знающих о христианстве, далеких от глубокой церковности. Поэтому возвращение людей к вере, их новое воцерковление, то, что мы называем Вторым Крещением Руси, никогда не виделось как легкий и беспроблемный процесс. Не уповали мы и на скоротечную “моду на религию”, ведь мода всегда быстро приходит и быстро уходит.

Подробнее: О современном состоянии Церкви (2001 г.)

Поздравление читателям с праздником Пасхи (2001 г.)

Газета "Россiя" от 13 апреля 2001 года.

Нынешний год примечателен одним из тех редких случаев, когда и православные, и католики, и протестанты отпразднуют Пасху в один день. В преддверии Светлого Христова Воскресения – праздника праздников и торжества из торжеств, как поется на пасхальном утреннем богослужении – к читателям нашей газеты с приветственным словом обращается Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

В дни, когда христианский мир празднует Воскресение Христово, победу жизни над смертью, Святая Церковь призывает нас явить верность Господу в борьбе с унынием, гнетом забот, душевными переживаниями. В Евангелии говорится: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16. 10). Бог да дарует каждому посильное терпение. Знайте, что Он не оставит вас без Своей помощи, пошлет утешение и духовную радость. Всем вам, дорогие мои, желаю мира, здравия, духовной радости. Молюсь о стране нашей и о народе ее.

Подробнее: Поздравление читателям с праздником Пасхи (2001 г.)

Пусть Пасха Христова принесет мир в наши дома (2001 г.)

"Российская газета" от 14 апреля 2001 года.

Накануне праздника Святой Пасхи Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II ответил на вопросы "Российской газеты".

- Пасха – радостный праздник, но многим россиянам живется сегодня трудно, кто-то оказался за чертой бедности. Чем утешиться таким людям, как сделать так, чтобы они не обозлились на весь мир, не впали в отчаяние?

- Да, большинство наших соотечественников ныне ведет очень непростую жизнь. Разрушились надежды на стабильную и обеспеченную старость, многим людям, честно трудившимся на благо страны, приходится буквально перебиваться на хлебе и воде. Наш народ проявляет удивительное терпение, за которое ему нужно низко поклониться. Однако отчаиваться никогда не надо. Вспомним, ведь в истории России были и более трудные времена. Но народ собирал свои внутренние силы, начинал трудиться с новой энергией, и спасал, и возрождал Отечество. Верю, что так будет в начале третьего тысячелетия.

Подробнее: Пусть Пасха Христова принесет мир в наши дома (2001 г.)

Живите с миром (2001 г.)

Газета "Собеседник" от 14 апреля 2001 года.

"Я прятал куклы от младшей сестренки..."

— Ваше Святейшество, в этом году исполняется 40 лет вашей архиерейской хиротонии. Что значили для вас эти годы служения Богу и Церкви, что прежде всего вспоминается сейчас?

— Одному Богу известно, сколько каждому из оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось пережить!.. Архиерейская хиротония — это посвящение в довольно высокую степень священства, во епископа. Я же в Церкви, можно сказать, с малых лет. Сколько помню себя, служу Богу.

Подробнее: Живите с миром (2001 г.)

Жизнь нашего народа все-таки может быть устроена на началах справедливости и добра (2001 г.)

“Российская газета” от 6 января 2001 года.

- Каждый год Ваше Святейшество обращается к чадам Русской Православной Церкви с Рождественским посланием. Чем Вы были озабочены, работая над нынешним посланием? Что определило его характер?

– Рубеж тысячелетий был ознаменован в истории человечества празднованием великого Юбилея христианства. Начавшийся Рождественским праздником 2000 года, цикл юбилейных торжеств завершается Рождеством Христовым в 2001 году. В жизни Русской Православной Церкви кульминацией этого празднования стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в воссозданном Храме Христа Спасителя. То была рубежная веха в новейшей истории Русского Православия. Достаточно сказать, что Собор прославил в лике святых сонм новомучеников и исповедников ХХ века, принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, сформулировал принципы ее отношения к инославию, одобрил новую редакцию ее Устава.

Подробнее: Жизнь нашего народа все-таки может быть устроена на началах справедливости и добра (2001 г.)

Армянская Церковь традиционно дорожит связями с русским Православием

Газета "Коммерсантъ", 26 сентября 2001 года.

Закончился визит в Армению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченный к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии. В Ереване Алексий II согласился ответить на вопросы Ъ.

- Ваше святейшество, какое значение для Русской православной церкви имеет празднование Армянской апостольской церковью 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии?

- Исторически сложилось так, что Армения стала первым государством, где христианство утвердилось в качестве государственной религии. Это случилось еще до того, как святой равноапостольный Константин Великий издал так называемый Миланский эдикт (313 год), по которому христианство получило право на легальное существование на всем пространстве огромной Римской империи. Вера во Христа стала важнейшим фактором, определившим пути формирования армянской государственности и культуры. Напомню, что сама письменность возникает в Армении в конце IV - начале V века в связи с необходимостью сделать доступными тексты Священного Писания, а автор армянского алфавита Месроп Маштоц канонизирован Армянской Апостольской Церковью. Общение с Церковью, обладающей столь давней и богатой христианской традицией, имеет для нас большое духовное значение. Мы верим, что уважительные, построенные на взаимном доверии и любви отношения с армянскими христианами способствуют полноте свидетельства о Христе в современном секулярном мире. С этими чувствами мы подходим к знаменательной дате 1700-летия принятия Арменией христианства, дате духовного рождения армянского народа.

Подробнее: Армянская Церковь традиционно дорожит связями с русским Православием

Это надуманная проблема (2001 г.)

Интервью у Святейшего Патриарха Алексия об ИНН.

- Ваше Святейшество, как Вы оцениваете итоги Богословской комиссии по проблеме ИНН?

- Я считаю, что состоялся очень открытый и откровенный разговор, и итоговый документ, который был принят, определяет позицию Русской Православной Церкви, позицию богословов, епархиальных архиереев, духовников и наместников ставропигиальных монастырей. Этот документ выработан соборным разумом, и в нем есть обращение ко мне, чтобы я обратился с пастырским посланием на эту тему. Я думаю, что во время Великого поста, я обращусь и затрону эту проблему, которая беспокоит некоторых верующих. Надо разъяснять, что никакого вероучительного значения ИНН не имеет, и это не касается основ нашей веры. Может быть, какие-то враждебные Церкви силы пытаются использовать это, объявляя, что ИНН - чуть ли не отказ от христианства, но это совершенно не соответствует действительности. Это надуманная проблема. Я принимал сегодня делегацию Православной Церкви в Америке. Я спрашиваю: "Как у вас с этой проблемой?". Они говорят: "Как только мы начинаем платить налоги, у нас сразу же появляется ИНН, и проблемы не возникает". Мы просто еще не привыкли, что в нашу жизнь входят компьютерная система и новые технологии, позволяющие учитывать налоги, которые человек должен платить и платит.

- Ваше Святейшество, насколько реальна угроза раскола в Церкви из-за ИНН?

 

- Нет, это надуманная вещь. Здесь должен возобладать здравый смысл, ведь никаких шестерок в ИНН нет. И само число 666 не имеет никакого мистического значения, потому что в Библии есть страница 666, мы же ее не вырываем. На протяжении всей истории России, когда заканчивался один век и начинался новый - всегда эсхатологические настроения появлялись. А тут заканчивается один век, и начинается новое тысячелетие. Так что эти эсхатологические настроения и появились. Нам надо разъяснять, что здесь очень много надуманного. Может быть, кто-то, желая внести смущение в среду верующих, специально подогревает это.

 

Со Святейшим Патриархом Алексием беседовал Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

Возвращение к истокам (2001 г.)

Газета "Азеррос" №10 (14), октябрь 2001 года.

- Что, на Ваш взгляд, дала независимость республикам бывшего Советского Союза и, в частности, Азербайджану?

- Через десять лет после распада СССР можно, отрешившись от эмоциональных воспоминаний, взглянуть на это неоднозначное историческое событие с разных углов зрения. С одной стороны, народы бывшего Союза явно не выиграли в экономическом и социальном плане от прекращения бытия единого государства. Множество кровопролитных конфликтов, упадок национального хозяйства, рост нищеты, преступности, безнравственности стали очевидным следствием прихода "дикого капитализма" и ослабления взаимосвязей между нами. Но, с другой стороны, мы вместе освободились от атеистической тоталитарной идеологии, приверженцы которой пытались построить на земле некое "царство Божие" без Бога. Сейчас народы могут самостоятельно определять свою судьбу, жить согласно собственным традициям и устремлениям. Началось возвращение людей к духовным истокам, к тысячелетним моральным принципам.

Подробнее: Возвращение к истокам (2001 г.)

О духовной ситуации в России (2001 г.)

Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы журнала "Famiglia Cristiana" (Италия).

- Прошло десять лет с того момента, как рухнул атеистический советский режим. Какова духовная ситуация в сегодняшней России? В какой степени осуществились надежды на религиозное возрождение страны?

- Семидесятилетний период жестоких гонений на Церковь не смог уничтожить религиозное чувство в сердцах россиян. Даже в самые трудные годы многие смогли сохранить веру и исповедовать ее перед окружающими. Однако воспиталось несколько поколений людей, слишком мало знающих о христианстве, далеких от глубокой церковности. Поэтому возвращение людей к вере, их новое воцерковление, то, что мы называем Вторым Крещением Руси, никогда не виделось как легкий и беспроблемный процесс. Не уповали мы и на скоротечную "моду на религию", ведь мода всегда быстро приходит и быстро уходит.

Подробнее: О духовной ситуации в России (2001 г.)

Об участии Церкви в сборе средств для помощи военнослужащим (2001 г.)

"Известия" от 6 апреля 2001 года.

В интервью газете "Известия" после заседания Попечительского Совета Национального военного фонда Патриарх Алексий II рассказал об участии Церкви в сборе средств для помощи военнослужащим.

- Ваше Святейшество, с какой целью был создан возглавляемый Вами Попечительский совет?

- Как известно, основная цель Фонда - оказание общественной поддержки и материальной помощи военнослужащим и семьям, потерявшим родных и близких при исполнении воинского долга. Многим, думаю, известны слова Евангелия: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Помня эти слова Христовы, Русская Православная Церковь всегда благословляла ратный подвиг и с особым почтением относилась к памяти воинов, положивших свою жизнь за Отечество. Эта благородная задача близка и понятна мне как Предстоятелю Русской Православной Церкви. Что касается основной цели нашей деятельности, то ее определил Президент России. На встрече с нами, состоявшейся накануне праздника Дня защитника Отечества, он подчеркнул, что деятельность Попечительского совета должна стать гарантией праведного и адресного использования собранных Фондом средств.

Подробнее: Об участии Церкви в сборе средств для помощи военнослужащим (2001 г.)

Сегодня ни одна Церковь не может уйти в изоляцию (2001 г.)

Интервью со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

- Ваше Святейшество, каково Ваше отношение к ответу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей на братское послание Священного Синода Русской Православной Церкви?

- Я предполагал, что будет более мягкий ответ на братское послание Священного Синода, чем тот, который сделан. Я думаю, что здесь сказывается раскол, который сегодня существует в Русской Зарубежной Церкви. Есть ярые противники любых контактов с Матерью-Церковью, хотя большинство иерархов выступает за начало диалога и возможное объединение. Мы надеемся, что все-таки здравый смысл возобладает, возобладает мнение большинства, которое считает, что нужно начинать возвращение в лоно Матери-Церкви, потому что сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дальше углублять нахождение вне Матери-Церкви. Ведь постепенно Зарубежная Церковь будет терять "русскость": новое поколение епископата и духовенства уже сейчас часто принадлежит к той нации, которая населяет страну, в которой Зарубежная Церковь осуществляет свое служение. Время не ждет, надо воссоединяться с Матерью-Церковью, потому что пройдет еще десятилетие и эта Церковь не сможет называться Русской.

- Ваше Святейшество, насколько оправданно мнение, которое выражено в ответе Зарубежной Церкви, согласно которому препятствием для объединения является отношение Русской Православной Церкви к "сергианству" и экуменизму?

- Это искусственное обвинение и искусственный предлог, который пытаются раздуть для того, чтобы не воссоединяться. В основном, здесь говорится о Декларации митрополита Сергия 1927 года, в которой митрополит Сергий, в то время когда расстреливали, сажали в тюрьмы, показал властям, что Церковь не является контрреволюционной организацией. В послании сказано: мы хотим быть православными, хотим осознавать Советский Союз нашей родиной, радости которой - наши радости, а печали которой - наши печали. Эти слова чаще всего перефразируют, дескать, какие могут быть общие радости у Церкви с атеистическим государством? Но здесь об атеистическом государстве нет и речи, а есть понятие Родины, хотя в 1927 году это понятие было почти забыто. Это был смелый шаг, в котором митрополит Сергий хотел показать, что Православная Церковь - не контрреволюционная организация, что православные хотят разделять со своей Родиной ее радости и горести; это была попытка показать тем, кто преследовал Церковь, кто разрушал ее, что православные хотят быть лояльными, за это нас и сегодня обвиняют. Что же касается экуменизма, то сегодня ни одна Церковь, в том числе и Русская Зарубежная Церковь не может уйти в изоляцию. Мы все живем в мире сем. Мы должны общаться друг с другом. Сегодня, когда мир сталкивается с глобальным терроризмом, надо объединять усилия и с исламом, а если мы уйдем в изоляцию, то никакого совместного противостояния терроризму мы не сможем осуществлять и только еще более углубим межрелигиозное напряжение. Во всех христианских международных организациях, в которых участвовала Русская Православная Церковь, она свидетельствовала о Православии, ее присутствие помогало западным исповеданиям понять Православие, понять православную позицию, но никогда никто из тех, кто участвовал в международных христианских организациях, ни на шаг не поступался своей верой, мы всегда свидетельствовали о Православии и своей принадлежности Святой Православной Церкви.

Со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II беседовал Дмитрий Сафонов

05 / 11 / 2001

http://www.pravoslavie.ru/guest/patriarch.htm