Христианство требует от человека духовной брани (2003 г.)
Газета "Газета", 25 апреля 2003 года.
- Ваше Святейшество! Вы на своем веку видели и пережили различные войны. Какое у Вас восприятие нынешней иракской кампании?
- По моему глубокому убеждению, этой войны можно и нужно было избежать. Успехи переговорных процессов и инспекций ООН давали серьезную надежду на урегулирование кризиса, на то, что опасность распространения оружия массового уничтожения будет устранена мирными средствами.
Однако произошло иное. Несмотря на дипломатические усилия многих стран, война на библейских землях Ирака, бывших некогда колыбелью человечества, все же была развязана. Создан новый опаснейший прецедент попрания норм международного права. Миропорядок все больше строится на “праве сильного”.
То, что коалиция во главе с США и Великобританией взяла верх и ныне контролирует Ирак, не снимает нравственной проблемы, возникшей еще в период бомбардировок Югославии силами НАТО. Военные действия должны быть легитимными. Решение об их начале не может приниматься вопреки установленным правилам и мировому общественному мнению. И сейчас те, кто начал войну, должны много потрудиться, чтобы убедить мир в своей благонамеренности. Никто не поверит им, если итоги кампании будут использованы для укрепления их военного присутствия в регионе, для установления контроля над нефтяными ресурсами.
Как и предупреждала наша Церковь, в Ираке беззаконие породило беззаконие. Вакуум власти в поверженной стране вызвал к жизни самые низменные инстинкты толпы – произошли грабежи, мародерство и тому подобное. Сбываются и прогнозы о гуманитарной катастрофе: погибли многие сотни мирных жителей, огромное число людей страдает от отсутствия пищи, воды, медицинской помощи и достойных бытовых условий. Непоправимый ущерб нанесен экономике Ирака, и без того истощенной экономическими санкциями. Разрушены мирные города, пострадали памятники и святыни.
Убежден: мировое сообщество должно сделать все возможное для скорейшего возвращения иракского народа к мирной жизни, для прекращения его страданий, для обеспечения свободы его мировоззренческого и политического выбора.
- Ведущие религиозные лидеры выразили свое несогласие с войной в Ираке. Как Вам кажется, это важное единство или эти заявления на деле ничего не стоят?
- Незадолго до войны проявилось необычайное единодушие представителей различных религий. Подавляющее большинство духовных лидеров мира высказалось против начала боевых действий, за мирное разрешение кризиса. Межрелигиозный совет России, объединяющий традиционные религиозные объединения страны, в своем заявлении подчеркнул, что этот конфликт не является религиозным, а любые попытки религиозно оправдать его недопустимы.
К сожалению, наши призывы не были услышаны. Тем не менее достигнутое единство позволяет говорить о том, что миротворческое движение представителей разных религий вновь обрело мощный голос, стало весьма заметным явлением даже с точки зрения тех, кто поддерживал войну. Эти люди вряд ли ожидали такого сильного и единодушного ответа.
- Зачем от имени Церкви так часто говорят о послушании властям?
- Норма отношения верующих к власти закреплена в Священном Писании и проходит через все Предание Церкви: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящийся власти противится Божию установлению… Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее” (Рим. 13. 1-4).
Церковь сознает, что государство необходимо в земном мире, где личность и общество нуждаются в защите от опасных проявлений греха. Вот почему государственность благословляется Богом. Однако о нравственном состоянии власти мы должны судить честно и непредвзято. А состояние это как раз и определяется мерой поддержки добра и мерой обуздания зла.
- В то же время в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви оговорено право на протест. Когда и как его можно применить?
- Упомянутый Вами документ совершенно недвусмысленно говорит о причине, по которой Церковь может отказать государству в повиновении и призвать верующих к мирному протесту. Такой причиной является принуждение православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к совершению тяжкого греха.
Однако отказ в повиновении является крайней мерой, оправданной только тогда, когда все прочие усилия по обретению взаимопонимания с государством – диалог с власть имущими, использование верующими механизмов народовластия и так далее – будут исчерпаны. К тому же призвать паству к мирному гражданскому неповиновению может только каноническое Священноначалие Церкви.
- Такие люди, как диакон Андрей Кураев и Александр Дворкин, вещают от имени Церкви? Они ездят по стране и возбуждают в православных ненависть к иноверцам. Нужны ли Церкви такие ревнители?
- Сегодня задачи внутренней миссии являются для Русской Православной Церкви приоритетными. Десятилетия преследований, обрушившихся на нашу Церковь в минувшем столетии, привели к тому, что у нескольких поколений людей “отняли Бога”, по слову одного русского иерарха XX столетия. Сейчас сотни тысяч людей возвращаются к вере отцов. Этот процесс не может быть легким и безболезненным. Мировоззренческий вакуум, порожденный гонениями на Церковь, подчас заполняется различного рода лжеучениями, проповедники которых мимикрируют под Православие, подменяют церковное вероучение своими доктринами или просто позволяют себе ложь о вере православных христиан. Поэтому просветительская работа сегодня предполагает не только проповедь Евангелия, но и полемику, в том числе публичную, с различного рода учениями, противоречащими Православию. Впрочем, полемика и ненависть – далеко не одно и то же. При ведении полемики нужно очень ответственно подходить к словам, избегать эмоциональных оценок, проверять и перепроверять факты, которые должны быть достоверными и доказанными.
Мне неизвестны случаи разжигания межрелигиозной или межнациональной вражды упомянутыми миссионерами. Более того, я убежден, что проявления такой вражды прямо связаны с царящим в обществе невежеством в области религии, которому они в меру своих возможностей противостоят.
- Как Вы оцениваете рекламу овсяной каши или подсолнечного масла с напоминанием о Великом посте?
- Как правило, реклама ориентируется на те или иные предпочтения потребителей. Если создатели рекламных роликов считают, что напоминание о посте будет способствовать успеху рекламируемого товара на рынке, то это означает, что следование традициям Церкви возвращается в жизнь огромного числа наших соотечественников.
- Не пришло ли, на Ваш взгляд, время прокомментировать или откорректировать тезис святого Владимира о том, что “Руси есть веселие пити”?
- Несомненно, сегодня наша страна страдает от алкоголизма и наркомании едва ли не сильнее, чем когда-либо. Однако причиной этого, на мой взгляд, не является “изначальная” склонность к пьянству. Святой равноапостольный князь Владимир никогда не призывал упиваться. Как правило, люди становятся пленниками алкогольного пристрастия из-за внутреннего опустошения, обеспокоенной грехом совести, слабой воли, безответственного стремления отрешиться от насущных проблем. Иными словами, распространение пьянства и наркомании находится в прямой зависимости от нравственного состояния общества.
Церковь всегда стремилась противостоять этим разрушительным недугам. В частности, весьма успешной была деятельность церковных обществ трезвости, действовавших в России во второй половине XIX – начале XX столетия. К сожалению, после 1917 года социальная деятельность Церкви была запрещена, и традиция христианской борьбы с пьянством практически прервалась. Однако накопленный тогда опыт становится полезным сегодня, когда от решения проблем алкоголизма и наркомании напрямую зависит будущее страны. Многие священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Эта деятельность будет еще более плодотворной, если государство и общество будут оказывать ей адресную поддержку.
- Великая княгиня Леонида Георгиевна давно добивается юридической реабилитации Императора Николая II и его семьи, которые уже два года как канонизированы, но до сих пор формально считаются преступниками. Ваше отношение к этому?
- Конечно, в таком сложном процессе должны быть тщательно соблюдены все правовые формальности, что, наверное, требует времени. Но процесс реабилитации нужно как можно скорее завершить. Непонятно, какие здесь могут быть принципиальные препятствия. Неужели в нашей стране найдутся люди, до сих пор считающие, что Император Николай и его семья на самом деле были преступниками, достойными смерти?
- Грядут выборы, религиозный фактор будет неизбежно задействован – он уже идет в дело. Вы не видите в этом большой беды?
- На протяжении столетий в России мирно жили и трудились носители разных религиозно-культурных традиций. Мы должны ценить межрелигиозный мир, доставшийся нам в наследство, и не подвергать его испытаниям на прочность.
Убежден: использование религии, священных символов и понятий в политической борьбе недопустимо. Привнесение религиозного компонента в эту борьбу способно качественно изменить ее сущность, превратив межпартийное соперничество в религиозное противостояние, последствия которого могут быть весьма серьезными. Именно поэтому Церковь считает недопустимым участие священнослужителей в деятельности политических организаций и предвыборных процессах. Мы также не считаем возможным оказывать поддержку политическим организациям и отдельным кандидатам, участвующим в выборах. Мне думается, что политики начали понимать и уважать эту позицию Церкви, учитывать ее в своих действиях.
- Политики все чаще говорят о Боге и вере. И все чаще акцентируют внимание на том, что вера делает жизнь комфортнее. Так ли это? Принес ли Христос в мир комфорт?
- Позволю себе напомнить Вам слова Христа Спасителя: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11. 28). В молитве Святому Духу, которой начинается каждое богослужение, Святой Дух называется Утешителем. Иными словами, Церковь свидетельствует, что жизнь для вечности придает человеческому бытию высшую целесообразность, перед лицом которой все скорби и трудности, встречающиеся на жизненном пути, уже не имеют неодолимого характера. Такое состояние человеческой души не совсем корректно называть комфортом; скорее это спокойствие, которое не могут поколебать волнения житейского моря.
В то же время христианство не приемлет внутренней расслабленности, потакания слабостям и страстям. Оно требует от человека напряженнейшей внутренней работы, непрестанной борьбы с грехом, духовной брани. Именно в этом смысле следует понимать слова Господа Иисуса: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч” (Мф. 10. 34).