Добро в конечном счете победит (2004 г.)
"Труд-7" №200 за 21 октября 2004 года.
12 октября 2004 года редакцию “Труда” впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его визит был приурочен к десятой годовщине рубрики “Лампада”, которую отмечает в нынешнем году это издание.
Беседа с журналистами в редакции газеты “Труд” стала первым публичным выступлением Святейшего Патриарха после закончившегося недавно Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С этой темы и началась беседа, вел которую главный редактор “Труда” А.Потапов.
– Ваше Святейшество, чем, на Ваш взгляд, особенно примечателен Архиерейский Собор 2004 года? Какие из его итогов Вы бы выделили в первую очередь?
- Это первый Архиерейский Собор, который состоялся уже в новом веке, в третьем тысячелетии. Предыдущий, 2000-го года, носил, скорее, юбилейный характер. Нынешний же Собор был сугубо деловым, на нем рассматривались самые насущные для нас вопросы: как жить Русской Православной Церкви, как осуществлять церковную деятельность в современных условиях.
Учитывая роль и авторитет Церкви в сегодняшней жизни, надо признать, что значение этого события велико для всего общества. Очень важно, на мой взгляд, что наш Собор прошел в обстановке взаимопонимания, доброго сотрудничества и свободной дискуссии. Мы дали оценку трудам православного возрождения за четыре с лишним года и определили приоритеты на будущее.
На Архиерейском Соборе были причтены к лику общецерковных святых подвижники, уже почитаемые в российских регионах. Принят целый ряд документов, касающихся внутренней и внешней жизни Церкви. В их числе – Временное положение о церковном судопроизводстве, которое существенно облегчит епархиальную жизнь. Стоит выделить и решения в отношении развития диалога со старообрядчеством и с Зарубежной Церковью.
– Когда все-таки можно ждать окончательного решения о воссоединении с Русской Зарубежной Церковью? Это, видимо, будет уже делом следующего Архиерейского Собора?
- Мы заслушали на Соборе сообщения о том, как осуществляется переговорный процесс. Важным его этапом был визит в Россию в мае нынешнего года официальной делегации во главе с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Причем значимость этих встреч заключалась не только в протокольной части, но и в человеческой.
В ходе визита представители Зарубежной Церкви присутствовали на трех Патриарших богослужениях и молились на них, так что, можно сказать, наши молитвенные отношения уже восстановлены. И сами эти богослужения оказались весьма знаменательны. Естественно, мы не приурочивали к приезду делегации Зарубежной Церкви ни освящение храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, ни ежегодное богослужение на Бутовском полигоне, посвященное памяти новомучеников Российских. То, что митрополит Лавр и члены делегации Зарубежной Церкви смогли присутствовать на этих богослужениях – совпадение, но совпадение промыслительное.
На богослужении в праздник Вознесения Господня Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр говорил мне: “Какие у вас храмы! Как много в храмах народа!” Действительно, очень важно было, чтобы возникло живое общение священнослужителей двух частей Русской Церкви, чтобы представители Зарубежной Церкви своими глазами увидели, какова сегодня православная жизнь в России. Главное сейчас – узнать и понять друг друга, обрести взаимное доверие, тогда можно решить любые проблемы.
Что же касается конкретных перспектив и сроков, то комиссии, которым поручено выработать совместные позиции по наиболее принципиальным вопросам, трудятся плодотворно. В ноябре состоится их очередное совместное заседание. А затем посмотрим, как пойдет работа. Во всяком случае, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви делегировал решение этого вопроса Священному Синоду. Так что, если все проблемные моменты уладятся, мы не будем ждать очередного Собора, а сможем принять решение раньше.
– Заметным событием стала встреча участников Архиерейского Собора в Кремле с Президентом России В.В.Путиным. Не могли бы Вы поделиться личными впечатлениями об этой встрече и о том, как складываются в последние годы взаимоотношения Церкви и государственной власти, а также лично Патриарха и Президента?
- В одной из газет эту встречу даже назвали “духовным Госсоветом”, потому что Президент принимал епископат в Александровском зале, где обыкновенно проходят заседания Государственного Совета. Должен сказать, что беседа была сердечной и открытой. Это, кстати, уже не первая встреча в таком формате. Участники предыдущего, Юбилейного Собора, тоже были приняты Президентом. Это, конечно, характеризует состояние наших взаимоотношений с государственной властью.
Иногда в средствах массовой информации звучат предположения о том, что Русская Православная Церковь стремится стать государственной Церковью. Это неверно. У нас нет такого стремления. У Церкви и государства – разные задачи, но соработничество по многим вопросам мы должны осуществлять. На встрече с епископатом в Кремле президент назвал те сферы сотрудничества, которые и мы считаем важными. Это нравственное здоровье нашего общества, поддержание мира и согласия в обществе, преодоление межнациональных конфликтов, а также межрелигиозных противостояний, если бы таковые возникали. Слава Богу, Россия показывает пример доброго сотрудничества традиционных религий.
Конечно же, нашей общей с государством задачей я считаю и преодоление демографического кризиса, укрепление семьи. Ведь будущее нашего общества, нашего народа зависит от решения этих проблем. И для этого не только необходимы серьезные усилия государства, но и применим нравственный потенциал Церкви.
Что же касается моих личных отношений с Президентом России, я считаю их хорошими. У нас есть взаимопонимание по целому ряду принципиальных вопросов. Мы регулярно общаемся, и не только по сугубо деловым проблемам. Когда, например, Президент направляется куда-либо в паломничество, он звонит мне, и я, в свою очередь, когда уезжаю за рубеж России, тоже ставлю его в известность.
Наше общение помогает найти решения некоторых непростых проблем. И на встрече в Кремле, когда ставились вопросы о возвращении церковной собственности, Президент отметил: “Об этом мы много говорим с Его Святейшеством”. При этом Глава государства сказал во всеуслышание, что пришло время возвращать Церкви долги.
– Прежде всего, это касается земельного вопроса, о чем сказано уже немало. Но, прежде всего, речь идет о земле, на которой стоят храмы, а как обстоят дела с монастырскими сельхозугодьями?
- Новый закон дает возможность региональным органам власти передавать сельскохозяйственные земли религиозным организациям. Но фактически у нас так уже и происходит. Многие наши монастыри – Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский монастырь, Николо-Угрешский монастырь – имеют земельные наделы, которые успешно обрабатывают, показывая, как нужно хозяйствовать на земле.
Например, в Рязанской области, где весьма эффективно использует землю Сретенский монастырь, соседний колхоз, который совсем опустился, обратился к настоятелю с просьбой: возьмите и нас к себе, станьте у нас председателем колхоза. Что ж, при некоторых условиях было дано согласие. А условия простые: не пьянствовать, честно работать и относиться к земле так, как относились наши предки. Ведь они называли землю кормилицей, матушкой. И когда мы бережно, а не потребительски относимся к земле, то она и отвечает хорошими урожаями. Этот колхоз стал подниматься на глазах. И такие примеры не единичны.
Поэтому я и в Государственной Думе говорил: что ж, если не будет решен вопрос о землях сельскохозяйственного назначения, лучше пускай бурьяном зарастают угодья? Монастыри ведь и раньше давали пример хозяйствования на земле. Только разница в том, что прежде в монастыри шли в основном крестьяне, и свой опыт хозяйствования они привносили в монастырскую жизнь. А сейчас большей частью идут люди из города. Некоторые и корову-то живьем никогда не видели. Так что приходится их перепрофилировать, если можно так выразиться, на сельских жителей. Но профессиональные навыки – дело наживное, главное – любовь к своей земле, к своей стране.
– Тема патриотизма, между тем, в обществе остается острой. Для кого-то это ругательное слово, а для кого – путь к спасению страны. Как вы относитесь к этой проблеме, как соотносится она со словами из Священного Писания о том, что в христианстве “нет ни эллина, ни иудея”? Нужны ли сегодня Отечеству патриоты? Что представляет собой здоровый патриотизм, и как работает Церковь на эту идею?
- Слова об “эллине и иудее” в российском понимании могут перекликаться и с тем, что у нас многонациональная, но единая страна. И все ее нации и народности, естественно, должны любить свою общую Родину. Если мы оглянемся на историю, то примеров патриотизма, примеров жертвенной любви к Отечеству найдем очень много. Возьмите хотя бы Отечественную войну 1812 года. Как отмечен был этот великий патриотический подвиг? Созданием Храма Христа Спасителя, где на 178 мраморных досках начертаны имена героев. А во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов разве не патриотизм, не любовь к Родине поднимали людей на подвиги?
И ведь любовь к Родине должна вдохновлять людей не только на полях сражений, но и в отношении к труду, к своим обязанностям. Я считаю, что нельзя жить в России и говорить о ней “эта страна”. Россия – наша страна. И то, что происходит в нашей стране, должно быть близко, дорого для нас.
В этом отношении примечательны слова из послания митрополита Сергия, которое было оглашено в 1927 году, о том, что мы хотим быть православными и хотим осознавать Советский Союз своей Родиной, радости которой – наши радости, и печали которой – наши печали. К этим словам часто придирались. И та же Русская Зарубежная Церковь говорила: какие могут быть общие радости у Церкви с атеистическим государством? Но ведь здесь говорится о Родине. А отношение к Родине должно быть сыновнее, жертвенное. И радости ее – наши радости, и печали ее – наши печали. В этом и заключается суть патриотизма, который так необходим сегодня.
– С этой проблемой тесно смыкается и другая, которая была на Соборе одной из центральных тем, и сегодня Вы ее уже касались. Демография. Вопросы укрепления семьи. В итоговых документах есть слова о том, что здоровая, многодетная семья – это не частное дело, а долг христианина, место его подвига. Надо ли понимать, что Церковь призывает паству и таким образом бороться за возрождение России?
- Нас очень беспокоит эта проблема, и не случайно она была поднята на Соборе. Мы говорили о демографических проблемах страны, об укреплении семьи, потому что семья – это, по словам апостола Павла, малая Церковь, а в светском понимании семья – это ячейка общества, многое зависит от семьи и в решении демографической проблемы.
Обсуждению этих проблем сразу же после Собора мы посвящаем специальную конференцию по вопросам демографии, укрепления семьи, проблеме абортов. Нерешенные проблемы в этой сфере весьма пагубно влияют на российское общество и приводят, в конечном счете, к тому, что уменьшается население России. Тут очень много чего предстоит обсудить и сделать. Первостепенно важна нравственная сторона. И, конечно же, надо повышать жизненный уровень населения. Социальная ситуация у нас еще со времен советского периода такова, что работать вынуждены и муж, и жена. А своего ребеночка они отводят в детский сад, где и происходит его воспитание. Но ведь нормальное воспитание ребенка должно все-таки проходить в семье. И отношения между родителями и детьми должны быть нравственными.
Ветхозаветная заповедь говорит: “Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле”. Это единственная заповедь, которая обещает человеку долголетие. И обещает его – за почитание отца и матери. А что мы видим сегодня? Часто случается, что, как только родители становятся не нужны, их стараются отправить в дом для престарелых. Таким образом разрушается семейный уклад. Ведь как важны для воспитания детей те же бабушки! Я думаю, что и вера-то у нас в стране во многом сохранилась потому, что бабушки многих детей воспитывали.
Мне вспоминается разговор с Николаем Ивановичем Рыжковым. Как-то он пришел ко мне с проектом строительства храма на Прохоровском поле. А я его потом спросил: если бы Вам 10 лет назад сказали, что Вы будете председателем попечительского совета строительства храма, поверили бы? Он задумался и ответил: “Наверное, нет, но у меня была бабушка верующая”.
– Поколения людей воспитывались в сознании противостояния науки и религии. В последнее время активизировались, стали еще более плодотворными контакты Церкви со светской наукой и культурой. Деятельность Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” – один из ярких тому примеров. Это, на Ваш взгляд, естественный процесс или необходимость сплочения всех здоровых сил перед лицом новых угроз наступившего века?
- Я думаю, что в советский период было искусственно создано средостение между Церковью и не только наукой, но и обществом в целом, ведь Церковь жила в неком социальном гетто. И когда это средостение стало разрушаться, мы увидели, что у нас есть общие цели и задачи, что мы можем сотрудничать. И первый проект, который мы осуществили совместно, – издание “Истории Русской Церкви” митрополита Макария. Собрались вместе церковные и светские историки и создали фундаментальный, в 12 томах, труд. А когда в преддверии 2000-летия Рождества Христова этот труд был закончен, просто не поднялась рука распустить собранный для осуществления данного проекта коллектив. Очевиден был великий потенциал такого союза, и очевидна его естественность. Тогда и было принято решение совместно взяться за “Православную энциклопедию”, попытки издавать которую были и раньше, но неудачные. Дело пошло успешно. Сегодня над эти изданием в полном взаимопонимании работают вместе церковные и светские ученые. И это взаимопонимание все более углубляется.
Очень добрые отношения сложились между Московским Патриархатом и Российской Академией наук, Московским государственным университетом. Вот и Татьянин день, праздник Московского университета, мы отмечаем вместе.
А если и остались пока остатки той стены, которая была искусственно создана между Церковью и наукой, то она будет, я убежден, разрушена до основания. Ведь у нас общие задачи, которые мы должны вместе решать, а не противостоять друг другу. Живой тому пример – Сергей Леонидович Кравец, который успешно совмещает руководство изданием “Православной энциклопедии” и Большой Российской энциклопедии, главного светского энциклопедического проекта страны.
– На Соборе говорили о необходимости выработать позицию Церкви по отношению к процессу глобализации. Каков Ваш личный взгляд на эту проблему?
- Россия имеет свою тысячелетнюю историю, и нам нельзя раствориться в западном менталитете. Надо бережно сохранять свою культуру, свои традиции. Не стоит стремиться всех причесать под одну гребенку. И в том, что у разных народов есть собственное лицо, заключается, на мой взгляд, великое благо для человечества. Ведь каждый народ имеет свою культуру, свою бесценную самобытность, и эту самобытность нельзя стирать, надо ее всемерно поддерживать, развивать и укреплять.
Собор поручил Священному Синоду выработать ясную позицию Церкви по вопросу глобализации, которая действительно активно наступает во всем мире, но противостоять ей, я считаю, надо не оружием, а своим вкладом в сохранение национальной самобытности.
– Современные угрозы тоже приобретают глобальный характер. Не порождает ли у Вас уныния такой масштаб угроз терроризма, называемый уже террористической войной?
- Я думаю, вот этого как раз и добиваются террористы. Их цель – посеять среди людей смятение, панику, неуверенность в завтрашнем дне. Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Даже в самые трудные для Церкви времена, времена воинствующего атеизма, мы всегда сознавали, что христианин должен быть оптимистом. И поэтому, несмотря на все трудности, с которыми сегодня сталкиваемся, нельзя терять оптимизм, нужно верить, что добро, в конечном итоге, победит зло. К этому надо стремиться, делать все возможное для этого.
– Казалось бы, времена воинствующего атеизма позади. Но сейчас много говорят об антицерковном лобби. Существует ли оно в действительности? Кому мешает сегодня Русская Церковь?
- Во-первых, мы должны сознавать, что атеизм не исчез в одночасье. Семьдесят лет воспитания в духе атеизма оставили свои печальные плоды. И не виноваты люди, которые говорят: мы ничего не знаем ни о Церкви, ни о вере, ни о Боге. Виновата система, идеология, которая лишала людей знания о Боге, о вере, о Церкви. Конечно, есть люди, которые нападают на Церковь по злой воле, но есть и те, которые делают это, так сказать, по инерции. Все это вполне понятно и объяснимо. Вспомним пример из Библии. Почему пророк Моисей, выведя избранный народ из египетского плена, сорок лет водил его по пустыне? Чтобы естественным образом ушло поколение с рабским менталитетом. А мы хотим, чтобы за 10-15 лет полностью изменилось сознание людей.
Но ведь даже то, что уже произошло за эти годы, поразительно. Когда-то нас за рубежом спрашивали: у вас в церковь ходят только бабушки, а что будет, когда эти бабушки умрут? Мы отвечали: наши бабушки бессмертны. А сегодня посмотрите, как изменился состав людей, которые сознательно ходят в церковь!
– В обществе активно обсуждаются последние реформы, инициированные Президентом Путиным. Церковь по определению стоит в стороне от политики, но Вы, как российский гражданин, имеете, вероятно, свое личное отношение к начавшимся переменам.
- Я думаю, что огромные средства, которые тратятся на выборы, причем и официальные средства и еще больше неофициальные, можно было бы использовать с большей пользой для народа, для повышения уровня жизни наших сограждан. У нас ведь много проблем, которые надо решать, а не тратить эти деньги впустую. Помню, какое печальное впечатление осталось у меня после того, как я посмотрел как-то некоторые дебаты кандидатов в Государственную Думу. Видно было, что меньше всего они думали о народе, о стране, а заботились только о том, чтобы войти во власть, сохраниться во власти.
Поэтому любая экономия на непроизводительных расходах даже в этом смысле полезна. Ведь нельзя считать нормой, что сорок процентов населения России живут за порогом бедности. Надо думать об этих людях. И предложенные Президентом изменения продиктованы, на мой взгляд, заботой о благе наших сограждан, об укреплении страны.
– Как отмечалось на Соборе, искушение свободой оказалось для нашего общества слишком тяжелой проблемой. Каков же, на Ваш взгляд, выход? Каковы должны быть ограничители?
- Думаю, что свобода иногда понимается как вседозволенность, и эту границу надо четко обозначать. Свобода порока оборачивается серьезной угрозой как для отдельной человеческой личности, так и для общества в целом. Ведь под влиянием пороков и человек, и общество деградируют. Мы с глубокой тревогой наблюдаем эти процессы и призываем все здоровые силы сплотиться перед лицом таких угроз.
Немалая ответственность в этом вопросе лежит на средствах массовой информации. Нельзя допускать, чтобы распространялся культ насилия, вседозволенности, половой распущенности. А разве нормально, когда из множества фактов и событий некоторые журналисты выбирают в основном негатив? В жизни ведь происходит и хорошее, и плохое, так что необходимо соблюдать определенный баланс. А то ведь людям начинает казаться, что действительно не происходит ничего хорошего. Не надо, конечно, проходить мимо негативного в жизни, но надо рассказывать и о том, что вдохновляло бы людей, давало бы им импульс жить и творить. Ведь человек должен знать, что у нас что-то и строится, создается, а не только горит, взрывается или тонет. Желаю журналистам не забывать об этом.
– Спасибо, Ваше Святейшество, и за пожелания, и за очень содержательный разговор в стенах нашей редакции!
- Я очень рад этой встрече. Считаю, что ваша газета идет по правильному пути в освещении окружающей нас действительности. Являясь многолетним читателем “Труда”, особо хочу поздравить журналистов с тем, что уже десять лет на страницах газеты есть замечательный раздел “Лампада”, посвященный духовной тематике. На понятном языке, в доступной форме здесь доводятся до читателя, в том числе и невоцерковленного, сведения о жизни Церкви, о том, что происходит в духовной сфере, идет обсуждение проблем нравственности, духовного возрождения в стране. Это очень важно сегодня.
Призываю благословение Господне на ваши труды! Желаю журналистам и читателям “Труда” доброго здоровья, мира и радости!
Записал Валерий Коновалов