Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга (2006 г.)
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы газеты «Дневник» (Скопье, Республика Македония) («Дневник» № 2961 от 14 января 2006 года).
— Ваше Святейшество, Рождество Христово является одним из самых больших христианских праздников, праздником рождения Иисуса Христа, праздником доброй воли и мира между людьми. В каком состоянии, по Вашему мнению, православные христиане встретили этот праздник в нынешнем году?
— Безусловно, Рождество Христово — один из величайших праздников Православной Церкви, и не случайно этот праздник предваряется периодом поста. Пост является временем особого покаянного подвига. Пост помогает христианам сосредоточиться на внутренней молитвенной жизни, очистить совесть от грехов и примириться с ближними. Когда совесть чиста, Господь дарует человеку благодатное утешение и радость о Духе Святом. Если христианин достойно провел время поста, то он встречает Рождество Христово в добром расположении духа и в мире с ближними.
— Какие задачи Православной Церкви во всем мире Вы считаете самыми важными?
— Главной задачей Православной Церкви, несомненно, является проповедь Евангелия Господа Иисуса Христа. Эта задача, вытекающая из самой природы Церкви, останется самой приоритетной на все времена. Другой весьма важной задачей является укрепление братских связей между Поместными Православными Церквами. Проповедь Евангелия невозможна без любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35), — эти слова Спасителя являются непреложной основой межправославных отношений, как и отношений каждого христианина к окружающим его людям.
Нельзя забывать и о развитии сотрудничества с инославными Церквами, направленного на совместное утверждение христианских нравственных ценностей в современном мире, все дальше отходящем от духовных истоков европейской христианской традиции.
— Как строятся отношения между Русской Православной Церковью и теми государствами, на территории которых она осуществляет свое служение? Что означает светский характер государства?
— Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. К счастью, в настоящее время взаимодействие Русской Православной Церкви с государствами СНГ и Балтии, составляющими ее каноническую территорию, строится, как правило, на взаимном уважении и невмешательстве в дела друг друга, при том, что устройство государственной власти во всех постсоветских странах носит светский характер.
Однако мы понимаем принцип светскости государства не как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа и отстранение Церкви от участия в решении общественно значимых задач или лишение ее права давать оценку действиям властей. Этот принцип, по нашему мнению, предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти при невмешательстве их во внутренние дела друг друга.
Церковь можно отделить от государства, но ее невозможно отделить от народа, с которым она разделяет общую судьбу.
— Очень часто звучит мнение, что успешной миссии Православия вредит разъединенность Православных Церквей, а также несогласия между народами, исповедующими православную веру. Что нужно для достижения православного единства?
— Церковь одна, и врата ада ее не одолеют (Мф. 16. 18). Поэтому мы не можем говорить, что православного единства не существует. Наша задача состоит лишь в выявлении единства, которым Церковь по существу своему обладает. Основой этого единства является общение в молитве и Евхаристии между Церквами. Важнейшей предпосылкой церковного общения является любовь, по слову Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35). Между народами, как и между людьми, недоверие или вражда преодолеваются путем возвращения к заповеди о евангельской любви. Такая любовь уничтожает средостения и становится основой для восстановления полноценного и всестороннего общения между разделенными народами и людьми.
— Нам думается, что недостаток единства проявляется и в связи с вопросом о признании автокефального статуса отдельных Православных Церквей. Почему появляются подобные проблемы? Создается впечатление, что в Православии существует несколько точек зрения на получение автокефалии.
— Действительно, до сих пор не достигнуто полного общеправославного консенсуса относительно того, какой должна быть процедура дарования той или иной Церкви автокефалии. В канонической традиции Церкви такая процедура четко не прописана, и потому существуют различные подходы и интерпретации того, как это должно происходить. Достижение окончательного согласия по этому вопросу — одна из целей будущего Собора Православной Церкви, необходимость которого признана всеми Поместными Церквами.
— Одни Церкви считают, что автокефальный статус может предоставлять «Мать-Церковь», другие - что эта роль принадлежит Вселенскому Патриархату. Удастся ли выработать общепризнанный порядок?
— Поставленный Вами вопрос был предметом обсуждений Межправославной подготовительной комиссии, собиравшейся в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. Хотя в ходе заседаний были зафиксированы несколько различные подходы к процедуре предоставления автокефалии, было достигнуто и согласие по поводу ряда ключевых моментов этой процедуры. Была констатирована важная роль той Церкви, от которой имеет каноническую зависимость Церковь, ищущая автокефалии. Материнская Церковь должна оценить существующие церковные, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии и оповестить об этом остальные Поместные Православные Церкви. Также было признано необходимым достижение консенсуса среди Поместных Православных Церквей.
— Не считаете ли Вы, что на практике политические факторы заметно влияют на решение вопроса об автокефальном статусе?
— В истории Церкви можно найти примеры влияния различных факторов, в том числе и политических на приобретение какой-либо Церковью статуса автокефальности. Но в конечном счете признание со стороны Полноты мирового Православия, со стороны прочих Поместных Церквей было обусловлено каноническими причинами. По словам святого апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14. 40), тем более — такое важное событие, как получение церковной самостоятельности.
— Предыдущий вопрос связан с проблемой статуса Македонской Православной Церкви. Эта проблема существует уже четыре десятилетия, и до сих пор не представляется возможным решить ее из-за позиции Сербской Православной Церкви. Каково Ваше мнение об этой проблеме?
— Болезненное для всего Православия разделение возникло в 1967 году в результате одностороннего провозглашения Православной Церковью в Республике Македонии своей независимости от Сербской Православной Церкви. Считаем, что такой важный вопрос может и должен быть решен только путем братских переговоров с соблюдением канонов Церкви. Нужно оставаться верными Преданию Церкви, ее вековым законам. Но вместе с тем, нужно проявлять братскую любовь, нужно стремиться лучше понять друг друга, вникнуть в обстоятельства жизни обоих народов и искать не односторонней выгоды, а общего блага.
— Где, по Вашему мнению, следует искать решение? На каких принципах оно должно основываться? Недавно Вы выразили готовность выступить посредником в этом споре. Получили ли Вы уже ответ на эту Вашу инициативу от обеих сторон? Какой была бы Ваша начальная платформа?
— Русская Православная Церковь не отказывается от посреднической помощи в решении этой наболевшей проблемы. Вместе с тем, мы не намерены вмешиваться в дела других Церквей, если с их стороны пока нет полной готовности к диалогу. Иногда необходимы терпеливое ожидание и усердная молитва. Так, наш диалог с Русской Зарубежной Церковью десятилетиями не получал никакого серьезного развития, и это причиняло нам глубокую печаль, а в последние годы, по милости Божией, у нас налаживаются братские отношения, растет взаимопонимание по всем вопросам.
Начать, полагаю, надо с готовности слушать друг друга, помня, что мы — братья, у нас одно общее культурное наследие, а всякий народ, велик он или мал, драгоценен в очах Господа.
— Македонская Православная Церковь настаивает на автокефалии. А Сербская Православная Церковь готова говорить только о статусе «автономной Церкви». Можно ли найти выход в понятии «самостоятельная Церковь»?
— Вопрос о статусе Церкви в Македонии надо решать, во-первых, не без Сербской Православной Церкви, от которой отделились македонские епархии, а во-вторых, с учетом мнения всей православной Полноты. Возможно, использование выражений «самостоятельная», «самоуправляемая» Церковь помогло бы вывести переговоры из тупика и послужило бы нахождению выхода из сложившейся сложной ситуации.
— После всего того, что произошло с Владыкой Иоанном, присоединившимся к Сербской Православной Церкви, что Вы думаете об этом явлении? Имела ли Сербская Церковь право создавать церковную структуру, подобную «Православной Охридской Архиепископии»? В Македонии это решение воспринимается как учреждение парацерковной организации.
— Мы видим, что взгляды из Белграда и из Скопье на эту проблему отличаются. И Русская Православная Церковь в этом случае не призвана выступать в качестве судьи. Она может лишь дать братский совет, и делает это в диалоге как с сербской, так и с македонской стороной. Мы считаем, что, несмотря на нынешнее трудное положение, которое сильно осложняется пребыванием в тюрьме одного из иерархов Сербской Православной Церкви, возможности переговоров не исчерпаны, и переговорный процесс должен быть восстановлен.
— Помимо автокефального статуса у Македонской Православной Церкви имеются проблемы и с использованием ее наименования. Влиятельная Элладская Православная Церковь противится использованию Македонской Православной Церковью ее уставного наименования. Что Вы думаете об этом? Может ли кто-либо оспаривать имя другой Церкви?
— Это очень деликатный вопрос, затрагивающий национальные чувства различных народов. У нас есть предложения по его взаимоприемлемому разрешению. Но обсуждать их в печати на данном этапе преждевременно.
— Взаимодействуют ли Православные Церкви в тех случаях, когда они должны занять позицию по какому-нибудь вопросу? В частности, существует ли коалиция между Сербской и Элладской Православными Церквами по вопросу о Македонской Православной Церкви, вопреки позиции некоторых других Церквей, имеющих позитивное мнение по данному вопросу? Участвует ли иногда в таком «взаимодействии» и Русская Православная Церковь?
— Каждая Поместная Православная Церковь в решении внутренних проблем пользуется независимостью и самостоятельно принимает решения, но в вопросах общеправославного значения, как и в вопросах веры, ни одна автокефальная Церковь не может принимать решения односторонне, не учитывая голоса других Поместных Церквей. Конечно, Московский Патриархат участвует в обсуждении с другими Церквами вопросов общецерковного значения.
— Каковы отношения Русской Православной Церкви со Вселенским Патриархатом? Имеет ли здесь место некоторое «соперничество»?
— Соперничество между Церквами разрушительно для их единства и противоречит самой природе Православной Церкви. Когда некоторые ученики Христовы пытались соперничать между собой, Христос им ответил: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27). Конечно, некоторые сложности во взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей существуют, как случаются порой разногласия даже в самых дружных семьях, но мы всегда стараемся помнить заповедь Христа о единстве (Ин. 17. 21), и это помогает нам искать решения существующих проблем.
— Этнофилетизм представляет одну из проблем в Православии. Как Вы считаете, возможно ли в обозримом будущем, чтобы Православные Церкви отказались от национальных определений в собственных названиях и вернулись к своим первоначальным именам, которые давались раньше по названиям городов, в которых была кафедра Предстоятеля?
— Не стал бы связывать упоминания народов и стран в наименованиях Поместных Церквей с проявлениями этнофилетизма. Эти названия скорее отражают историческую связанность Церквей с тем или иным народом. Между тем, в названиях некоторых Церквей (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) отражена связь Церкви с городом, где находилась или находится кафедра ее Предстоятеля. Церковная традиция признает обе практики именования Церквей. И здесь хотел бы подчеркнуть, что, согласно Уставу нашей Церкви, она именуется и Русской Православной Церковью, и Московским Патриархатом, то есть объемлет обе традиции.