О захоронении останков императрицы Марии Федоровны (2006 г.)

Интервью французскому журналу "Point de vue", №3037, 4-10 октября 2006 года.

— Ваше Святейшество, Вы будете возглавлять церемонию перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны. Как Вы считаете, каково значение возвращения матери последнего императора на русскую землю?

— Возвращение останков императрицы Марии Федоровны является большим историческим и духовным событием для сегодняшней России. Выйдя замуж за цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, она навсегда связала свою судьбу с Россией, которая стала для нее второй родиной. Хотя она родилась и воспитывалась в Дании, но становление ее как личности происходило уже здесь, на русской земле, после принятия православной веры. Революционные события 1917 года, отречение от престола сына императрицы Марии Федоровны — императора Николая II, последующая гражданская война вынудили ее покинуть пределы нашей страны. Насильственный разрыв с Россией стал для вдовствующей императрицы жизненной трагедией. Будучи в изгнании, она продолжала болеть душой и молиться за Россию, не переставая надеяться на лучшее будущее для нашего Отечества. Сегодня, по молитвам сотен и тысяч новомучеников и исповедников российских, настали благословенные времена, и мы встречаем возвращение императрицы Марии Федоровны — встречаем с радостью, одновременно прося прощения за те страдания, которые принесли ей годы лихолетья.

— Президент Российской Федерации Владимир Путин дал согласие на перезахоронение императрицы. Имеет ли это событие политическое значение для России?

— Перезахоронение почившей императрицы в царской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт–Петербурга, рядом с ее венценосным супругом, — это в первую очередь знак торжества исторической справедливости, это дело чести и долга благодарных потомков. Это акт покаяния со стороны общества и государства. Это один из символов восстановления преемства российской истории, осознания ошибок прошлого, без исправления которых мы не сможем строить свою настоящую и будущую жизнь. Убежден, что данное событие послужит преодолению разделений в обществе, укреплению традиционно дружеских связей между народами России и Дании.

— Ваше Святейшество, Вы способствовали тому, чтобы это перезахоронение состоялось? Какие пришлось приложить усилия для этого?

— Русская Православная Церковь с самого начала приветствовала эту идею. Постепенно в самых разных кругах, в том числе в правительстве, зрело осознание важности исполнения последней воли вдовствующей императрицы. Правительство Королевства Дания с пониманием отнеслось к возможности перезахоронения, однако согласование и разработка плана мероприятий, в выработке которого участвовала и наша Церковь, потребовали времени.

— Как Вы считаете, какое значение придает российский народ этому событию?

– Внимание и интерес к нему велики. Особенно это касается жителей Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов России. Мы рады, что имеем возможность проводить эту церемонию вместе с верующими Русской Зарубежной Церкви. Востину на наших глазах происходит восстановление в народном сознании прерванных нитей исторической памяти, возврат к духовным корням, преодоление исторических разделений.

— После распада СССР и падения коммунизма, удалось ли Русской Православной Церкви вернуть свою прежнюю роль в России?

— Со времен императора Петра I Русская Православная Церковь фактически была подчинена государственному аппарату, что противоречило каноническим нормам. В годы советской власти, хотя Церковь и была формально отделена от государства, на самом деле власть грубо вмешивалась в ее внутреннюю жизнь. Сегодня Церковь обрела свободу, государство не нарушает ее внутреннего уклада. В свою очередь Церковь не стремится стать государственной, как это временами представляют. Однако Церковь не может быть отделена от народа. Она активно участвует во многих общественно значимых делах. В наш век плюрализма мнений и мировоззренческих шатаний Православие остается главным духовным ориентиром для подавляющего большинства жителей России. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, как очевидец и участник происходящих в современной России перемен, могу твердо засвидетельствовать, что Православие вновь обретает свое исконное место в нашем обществе.

http://www.patriarchia.ru/db/text/159933.html