Интервью порталу "Религия БГ" (2007 г.)
В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой.
— Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — корeнятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в ХV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне?
— В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви, а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.
— Что необходимо сделать для более близкого сотрудничества между нашими Церквами?
— На мой взгляд, кроме общения наших Церквей на официальном уровне, необходимо живое общение наших единоверных народов. Для этого нужно чаще организовывать паломнические поездки к святым местам наших братских Церквей. К примеру, в октябре святыни Болгарской Церкви посетила паломническая группа из Белгородской епархии нашей Церкви. Хотелось бы, чтобы такие поездки совершались намного чаще. Важно также, чтобы православные болгары больше знали о жизни русского Православия, также как и наоборот. Над решением этой задачи призваны трудиться болгарские и русские церковные СМИ. В этом отношении хотел бы отметить заслуги вашего портала, на страницах которого мы почти ежедневно находим информацию о жизни Русской Православной Церкви.
— Еще о вопросах соединения и объединения: при каких условиях наступит воссоединение между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей? Что может помешать этому соединению?
— В настоящее время Комиссии Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви завершили свою работу. Многие проблемы, накопившиеся за десятилетия нашего разделения и служившие для многих камнем преткновения, были благополучно преодолены. В результате работы комиссий был подготовлен Акт о каноническом общении, который планируется подписать в этом году. Этот документ одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей. Согласно этому документу, Русская Зарубежная Церковь сохранит самостоятельность в своих внутренних делах, а ее архипастыри будут принимать участие в Архиерейских и Поместных Соборах Русской Православной Церкви. В настоящее время на повестке дня стоят уже более частные вопросы, например, вопрос о клириках Московского Патриархата, перешедших в Русскую Зарубежную Церковь с нарушением канонических норм. Данный вопрос сейчас решается.
Конечно, годы разделения дают о себе знать. Укоренившиеся за время разделения предрассудки, недостаточное понимание действительных перемен в России приводят к выступлениям против единства со стороны некоторых представителей Русской Зарубежной Церкви. Но мы убеждены, что все это не остановит объединения, которое давно назрело и которого с нетерпением ожидает православная паства Московского Патриархата и Зарубежной Церкви.
— После шестилетнего перерыва в Белграде состоялось сессия комиссии по православно-католическому диалогу. Пожалуйста, Ваше Святейшество, определите Ваше отношение к экуменизму? Можем ли говорить об экуменическом сотрудничестве и о духовном экуменизме как о разных вещах?
— Мы приветствуем возобновление работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, очередное заседание которой состоялось 18-24 сентября 2006 года в Белграде. Убежден, что богословский диалог между католиками и православными чрезвычайно важен, так как позволяет квалифицированно обсудить многие вопросы, касающиеся вероучения наших Церквей.
Относительно термина «экуменизм» хочу заметить, что он разными людьми понимается по-разному. Некоторые отождествляют его со «смешением вер», с религиозной всеядностью и синкретизмом. Другие понимают под экуменизмом так называемую «теорию ветвей», которая утверждает равнозначность основных христианских конфессий, якобы уже пребывающих в пока не проявленном единстве. Русская Православная Церковь не поддерживает ни одно из этих представлений.
Более того, мы полагаем, что термин «экуменизм» применительно к межхристианским контактам неудачен, так как он неконкретен и носит слишком общий характер. В буквальном переводе «экуменизм» означает «вселенскость» и не отражает специфики межхристианского диалога. Поэтому сегодня мы предпочитаем говорить о межхристианском диалоге и поисках единства.
На практике под термином «экуменическое движение» обычно понимается деятельность международных христианских организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, Конференция Европейских Церквей, которые не ставят своей целью слияние всех конфессий в какую-либо «сверхцерковь». Мы участвуем в этих организациях с целью диалога и общения с христианами иных конфессий, что дает нам возможность полноценного свидетельства об истине Православия. Именно в проповеди ценностей православной веры мы видим духовную составляющую нашего участия в международных христианских организациях.
— Как обезопасить себя от «филетизма» и одновременно быть вместе со всеми, как приказал нам наш Спаситель Иисус Христос?
— Глубоко убежден, что филетизм, как теория принесения соборных интересов Церкви в жертву интересам национально-политическим, не должна иметь места в Церкви. На мой взгляд, лучший ответ на этот вопрос был дан святым апостолом Павлом, который в своем послании к Колосянам говорит, что для Бога нет «ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Христиане должны любить свою Родину и дорожить ею, но вместе с тем никогда не должны забывать, что они призваны к небесному отечеству, к новому Иерусалиму, который, по слову Священного Писания, «матерь всем нам» (Гал. 4:26), независимо от племени, языка и цвета кожи.
— Церковнославянский или современный язык в богослужении? Нужно ли осовременивать богослужебный язык? Почему?
— Этот вопрос очень деликатный, к нему надо подходить по-пастырски осторожно и с большой чувствительностью к чувствам людей. Нет собственно богословских аргументов, по которым какой-либо язык можно было бы счесть непригодным для богослужения, об этом ясно говорит и опыт святых Кирилла и Мефодия. Однако церковнославянский язык на протяжении многих веков доносит до сменяющихся поколений верующих богооткровенные истины, выраженные в словах нашего богослужения.
Возвышенные звуки славянской речи способствуют созданию молитвенного настроения в храме. Это особенно сильно чувствуют люди, которые уже давно живут жизнью Церкви, для которых церковнославянский язык — естественный, как воздух, которым мы дышим. А вот для молодых людей, только приходящих в Церковь, этот же язык, и особенно некоторые наиболее архаичные его формы и выражения, зачастую становится препятствием для понимания, для более глубокого воцерковления.
В нашей Церкви вопрос о богослужебном языке широко обсуждался как в начале ХХ века, на Поместном Соборе 1917–1918 годов и в предсоборный период, так и в конце этого века, когда перед нами раскрылось широкое миссионерское поле. Конечно, необходимы усилия для того, чтобы приблизить наше замечательное православное богослужение к пониманию современников. Но делать это необходимо очень бережно.
Перед революцией в России был ценный опыт работы Комиссии при Святейшем Синоде по исправлению богослужебных книг. Ее возглавлял будущий Патриарх Сергий, тогда — архиепископ Финляндский. Язык оставался славянским, но за счет синтаксической редакции и замены некоторых слов, вызывающих большие затруднения у людей, говорящих по-русски, удалось добиться определенного улучшения понимания. Надеюсь, мы вернемся к работе в этом направлении и продолжим ее.
Интересен и опыт других Поместных Церквей, в частности — Болгарской Церкви, где сосуществуют в богослужении и церковнославянский, и болгарский языки. Такой проект рассматривался и на Московском Соборе в революционные годы, но из-за начавшихся гонений он остался практически неосуществленным.
— Одна из самых серьезных проблем современного мира — терроризм. Есть ли у терроризма религия или терроризм атеистичен?
— Псевдорелигиозная мотивация, которая лежит в основе некоторых террористических актов, представляется вполне очевидной. Замалчивать этот факт значило бы отказываться смотреть правде в глаза.
Уверен, что произвольное толкование религиозных норм вне духовной традиции в любой религии приводит к извращению ее основ. Одним из следствий отказа от религиозной традиции является терроризм. Люди совершают действия, противные любой религии, считая преступление подвигом. Это поистине сатанинская подмена.
Терроризм эксплуатирует присущее человеческой природе религиозное чувство, хотя сам не просто атеистичен, а носит богоборческий характер, ибо попирает ценность человеческой личности, созданной Богом по Его образу.
— Ваше Святейшество, перед глазами всего мира все больше распространяется богохульство. Во всем мире идет пошлый Биг Брадер. Концерт поп певицы Мадонны оскорбил чувства верующих. Как должны реагировать православные на эти агрессивные провокации?
— К сожалению, в современном мире не все люди осознают, что есть святыни, не подлежащие профанации. В первую очередь это религиозные святыни, публичное надругательство над которыми может привести к серьезным общественным нестроениям.
Реализация принципов свободы творческого самовыражения не может быть оправданием для проявления неуважения к чувствам верующих. Злоупотребление этими свободами может ввергнуть наше общество в раздоры и распри и даже спровоцировать совершение актов насилия.
Мы, православные христиане, должны выступать против актов кощунства, требуя, чтобы государство, которое должно руководствоваться волей своих граждан, на уровне закона и правоприменения защищало то, что для верующего человека дороже всего на свете — святыни, почитаемые имена, символы, тексты, изображения.
— В посткоммунистических государствах все еще витает дух атеизма. В мире идет война против креационизма. Неужели приближаются те времена, когда Православие опять будет запрещено, как говорит святой Серафим Вырицкий? В Москве прошла конференция, посвященная вопросам православной эсхатологии. Неужели мы живем в последние времена?
— С начала исторического бытия Церкви христиане должны были противостоять двум крайностям. С одной стороны, всегда существовала опасность обмирщения Церкви, опасность забвения того, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19). С другой стороны, проявлялась склонность к полному отвержению мира, к отказу видеть его изначальную богозданную благость. С этим последним искушением связаны известные из истории Церкви ложные апокалиптические страхи.
Подобные искушения христиане испытывают и сегодня. Одни хотят «обновить» Церковь, согласовать ее учение с духом времени. Другие впадают в апокалиптический нигилизм и призывают Церковь отгородиться от окружающего мира.
Наше эсхатологическое видение заключается в том, что, пребывая в мире и выполняя миссию освящения и свидетельства, Церковь остается «не от мира сего». «Неотмирность» в данном случае означает причастность Царству Божию — духовной реальности, которая уже явлена в мире благодаря действию Духа Святого, но во всей полноте откроется в «будущем веке». Знамением этой реальности и является Церковь. Церковь не имеет в этом мире «земных» интересов. В то же время мир — это предмет миссии и заботы Церкви.
Русской Православной Церкви довелось пережить десятилетия страшных атеистических гонений, во время которых разрушались храмы, священнослужители ссылались в лагеря и уничтожались физически. В такой обстановке многим казалось, что наступили последние времена и близко Второе пришествие Христа, однако сегодня мы видим, что порушенные святыни возрождаются, люди вновь обретают веру, а через нее и смысл жизни. Все это свидетельствует о том, что, как бы сильно не угнетали Церковь, «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). Нам не дано знать время конца света и «сроки, которые Отец положил в своей власти» (Деян. 1:7).
— Какие самые большие опасности стоят перед современными православными людьми? Кто самый большой враг Православия?
— Для людей, воспринявших свет христианской веры, решившихся следовать по узкому пути спасения, жизнь в современном мире таит множество опасностей. Пропаганда греха, в основе которого лежат безответственность, психология потребления, культ удовольствия, — способствует широкому распространению многих пороков, таких как алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность. Эти пороки несут в себе опасность для всего человечества. Однако, борясь с этими уродливыми проявлениями современной жизни, верующим людям необходимо помнить, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Поэтому самым большим врагом для христианина является грех и диавол, который является «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44).
— Для современного человека важнее всего быть модерным, чтобы успеть, чтобы его заметили. В этом мире Православие выглядит все более как экспонат в музее. Нужна ли Православию модерность, чтобы оно стало актуальным? В тоже время как противоставиться модерным новшествам в догматико-нравственной жизни Православия?
— Православие — это прежде всего Христова Церковь, народ Божий. От нас, верующих, зависит, будет ли наша вера живой или будет подобна экспонату в музее.
Как говорит апостол, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Это мы должны меняться, стараясь жить по закону Божию, но не пытаться вычеркнуть из церковных скрижалей то, что нам не нравится. Благие традиции, хранимые Церковью, помогают нашему спасению, но люди по незнанию иногда приписывают Церкви то, что вовсе не относится к сфере православной духовности, а является плодом невежества. Это можно преодолеть только через просвещение, в частности, преподавая в школе знания о религии, повышая профессионализм журналистов, пишущих о религии.
— Какова Православная Церковь в начале XXI века? Какие ее отличительные особенности?
— Сегодня, как и прежде, Церковь несет свою спасительную миссию в мире. Православная Церковь, подобно драгоценной жемчужине, неизменно являет в чистоте свое нравственное и догматическое учение. Изменяется общество, все более страдая от соблазнов современного секулярного мира. Православная Церковь сталкивается с вызовами религиозного экстремизма, глобализации, духовного и нравственного оскудения человечества. Мы не дистанцируемся от сложных проблем, но прилагаем усилия для оздоровления общества.
Русская Церковь реализует различные социальные проекты, проводит культурные и религиозно-просветительские мероприятия. Надеюсь, что общество прислушается к голосу Церкви, и она по праву займет подобающее ей место.
— Современный человек счастлив?
— Счастливым я могу назвать человека, все устремления которого, запросы души и желания сердца соответствуют предвечному замыслу Творца о нем.
Современное общество многогранно. Оно состоит из людей, ведущих различный образ жизни, имеющих зачастую противоположные убеждения. Человек, который живет лишь материальными устремлениями и смысл жизни которого заключается в получении удовольствия, — несчастен. Человек, для которого служение Богу и ближнему является смыслом существования — счастлив. Его счастье заключается в отречении от эгоизма, в стремлении нести добро окружающим.
Дай Бог, чтобы в современном мире все больше становилось счастливых людей.
— Ваше Святейшество, Вы — Предстоятель Русской Православной Церкви, объединяющей миллионы. Трудно ли быть духовным пастырем такого множества верующих людей?
— Промыслом Божиим шестнадцать лет назад на меня был возложен крест Предстоятеля Русской Православной Церкви.
За это время в Русской Православной Церкви многократно выросло число приходов и монастырей, открылись новые духовные учебные заведения. Все это требует внимания и заботы. Окормляя паству, мне приходится совершать длительные поездки по территории России и других государств, составляющих нашу каноническую территорию.
Служение Предстоятеля Русской Церкви в современных условиях требует не только попечения о правильном устроении церковной жизни, но и многочисленных встреч с религиозными, общественными и государственными деятелями, представителями научных, образовательных и культурных кругов.
Твердо верю, что Сам Господь укрепляет меня на пути служения Церкви Божией, дает силы нести благое иго Христово.
— В Москве проходил международный форум православных и светских СМИ. Каковы отношения между Церковью и СМИ и какая перспектива развития этих отношений?
— Отрадно, что Церковь и СМИ могут в благоприятной атмосфере обсудить вопросы присутствия церковной тематики в Интернете, теле- и радиоэфире, газетах и журналах. Думаю, что такие форумы очень полезны, ибо, в конечном счете, позволяют избежать недопонимания и конфликтов, выработать общие подходы ко многим вопросам. Церковь заинтересована в том, чтобы ее голос был услышан обществом. Добросовестные журналисты также готовы разумно и взвешенно информировать общественность о церковных делах.
Надо сказать, что очень многое сейчас зависит от умения СМИ подавать религиозную информацию в неконфронтационном ключе. От способности журналистов уважать чувства верующих в ходе своей деятельности зависит будущее отношений Церкви и СМИ.
— Последний наш вопрос: Ваше пожелание нашим читателям и сотрудникам нашего портала?
— В дни, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение, хотел бы пожелать всем читателям портала «Религия БГ» мира душевного и благословенных успехов во всех благих начинаниях. Сотрудникам же вашего портала желаю помощи Божией в трудах. Для православных журналистов очень важно наличие чувства ответственности за то, что они говорят и пишут, ведь в Евангелии сказано: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Господь да благословит ваши труды!
«Религия БГ»/Патриархия.ru